Аватара 2013

Таракташ — Ай-Петри — Кореизская тропа (часть 1)

Как говорится, не засуха — так ливень. То я сожалею, что мало хожу в горы, то походы начинают приключаться быстрее, чем я успеваю рассказывать о них :). Ещё неделю назад (3 мая) я сходил в относительно небольшой (километров на 18), но замечательный поход над Ялтой. Маршруткой доехал до водопада Учан-Су, поднялся на Ай-Петринскую яйлу Таракташской тропой, затем пошёл по южной кромке яйлы до собственно вершины Ай-Петри, откуда спустился на трассу Ялта—Севастополь новой для меня Кореизской тропой. Рассказ разобью на две части, здесь — рассказ о достижении верхней станции канатной дороги.

На заглавной фотографии — вид с кромки Ай-Петринской яйлы на Ялту и на верхнюю часть шоссе Ялта—Бахчисарай с его знаменитым серпантином. Под катом — ещё около пятидесяти фотографий и несколько панорам.



Как я уже говорил, сначала я доехал маршруткой до водопада Учан-Су. По сравнению с моим прошлым опытом использования этой маршрутки (3 года назад, см. тут) произошли определённые, но не особо глобальные положительные изменения. Если в прошлый раз водитель без доплаты тупо не хотел везти меня от кладбища до водопада, то в этот раз он даже отдельно подчеркнул пассажирам (вместе со мной до водопада ехало ещё человек 5-6), что не нужно верить таксистам, если те будут говорить, что автобус отменили (то есть, типа, расписание и само движение сейчас якобы выдерживается полностью). Ну, и на том спасибо.

Однако в целом работа этого маршрута по-прежнему организована плохо. Маршрутка ходит лишь раз в полтора часа (и это при том, что маршрут не назовёшь совсем уж бесполезным), на маршруте курсирует не автобус, а какой-то полугроб, количество сидячих мест в нём составляет 17 (я посчитал), а стоящим пассажирам ехать в нём крайне неудобно, так как даже элементарных подпотолковых поручней не имеется. Разумеется, всем было пофиг на то, что недавно прошла Пасха, в связи с чем большое количество ялтинцев намеревались посетить кладбище. Я подошёл за 15 минут до отправления маршрутки — и буквально еле-еле влез в неё. Пока водитель ждал времени отправления (что уже было не особо продуктивным — никто всё равно уже не смог бы влезть), он созванивался с кем-то из коллег; я отметил следующие фразы: «Ну, подъезжай хотя бы ты», «Я в прошлый рейс на „Спартаке“ уже никого взять не смог». Согласно маршруту, маршрутка должна идти через весь город, подбирая пассажиров на куче центральных остановок, но, как видно, что-то пошло не так. В этот рейс водитель уже даже не заморачивался и просто поехал по обводной дороге (минуя центр), в результате чего водопада мы достигли уже через 20 минут. Нам-то хорошо, но сколько желающих доехать до кладбища были обмануты этим «манёвром», пусть и вынужденным?

Вот не понимаю, что мешает пустить по этому маршруту нормальные автобусы с вменяемым расписанием (как это было когда-то давно)? Водопад Учан-Су — известная достопримечательность, да и городское кладбище — это как бы значимая локация... Но нет, у нас же всё для людей... Даже краешком мозга уловить тот простой факт, что в послепасхальные выходные количество желающих добраться до кладбища заметно возрастёт, и, возможно, следует хотя бы на эти дни увеличить интенсивность движения на данном маршруте, чиновники и руководители не могут... Ладно, чего уж тут брюзжать... В общем, мораль: если хотите добраться до водопада общественным транспортом (за 30 рублей), то подходите к маршрутке (она стартует от нижней платформы автовокзала) заранее. Такси будет стоит знамо дороже, а полуофициальные маршрутки, возящие публику на Ай-Петри, до водопада берут неохотно (а если и берут, то цена будет не особо отличаться от цены поездки до Ай-Петри). Маршрутки к водопаду стартуют в 7:30, 9:00, 10:20, 12:00, 14:00, 15:30 и 17:10. Понятно, что в жаркое время года водопад не отличается особой зрелищностью, но данная информация может пригодиться тем, кто захочет подъехать к началу Боткинско-Штангеевской и Таракташской троп.

Разумеется, я не преминул посмотреть на водопад. Доступный в былое время крутой подъём к его средней площадке в настоящее время закрыт (я был на этой площадке 3 года назад, см. тут). Вода в водопаде ещё есть, но в конце зимы и начале весны он выглядит повнушительнее.
—1—




Неподалёку от водопада обретается милый котик с хитрой мордой :).
—2—




Хорошо известной мне тропой я начинаю подъём к смотровой площадке над водопадом. По поводу названия этой тропы имеются некоторые разногласия: наиболее популярно название «Боткинская тропа» (это же название приводит и свежий информационный стенд в самом начале подъёма). Однако в узком смысле «Боткинской тропой» называют спуск со скалы Ставри-Кая к западной части Ялты, тогда как сегмент от водопада до Ставри-Кая (и с дальнейшим подъёмом по одноимённому хребту на яйлу) чаще называют Штангеевской тропой (в честь Ф. Т. Штангеева — ялтинского врача и общественного деятеля). Нередко звучит и компромиссный вариант «Боткинско-Штангеевская тропа». Ну, как ни назови, а тропа эта довольно популярна и весьма красива, являясь при этом вполне хорошим и несложным маршрутом выходного дня даже для слабо подготовленных «туристов».

На фото — вид на скальные уступы к востоку от русла реки Учан-Су.
—3—




Вид на Ялту со смотровой площадки над водопадом. Её высота над уровнем моря, по данным моего навигатора, составляет около 560 метров.
—4—




Более детальное и широкое панорамное фото с той же точки. Панорама кликабельна.
—Панорама1—




Вид на скалу Ставри-Кая (по центру), к которой ведёт более простой «прогулочный» маршрут.
—5—




Мне же нужно подниматься вверх. У развилки троп стоит указатель. Таракташская тропа не особо сложна и весьма красива. При самостоятельном прохождении в первый раз она вполне хорошо читается, но, разумеется, нужно быть внимательным и осторожным.
—6—




Местный лес и местные склоны.
—7—




Цветущий пион крымский (пион триждытройчатый). Весна в целом в этом году у нас вышла прохладной, поэтому пионов не особо много (выше мне ещё встретятся нераспустившиеся экземпляры).
—8—




Тропа поначалу поднимается неширокими зигзагами прямо по гребню хребта, но вскоре (через 20-25 минут подъёма от смотровой площадки) появляется ответвление направо (если смотреть снизу вверх). Видимая на фото стрелка приглашает продолжать подъём прямо по гребню, но я традиционно ухожу направо: тут тропа делает заметный зигзаг, уходя на север и подводя ближе к верховьям ущелья Учан-Су. Данный сегмент называют то «Старой Таракташской», то «Гидротехнической» тропой. Я в любом случае всегда хожу по нему: во-первых, так привык; во-вторых, там вполне симпатично; в-третьих, это хорошая возможность передохнуть после уже пройденного довольно крутого подъёма.

На фото видна тропка, уходящая правее от того «оленьего» подъёма, что рекомендует приметная стрелка на стволе дерева.
—9—




Сон-трава (прострел раскрытый). Эти цветочки мне ещё встретятся.
—10—




Участок тропы на моём ответвлении.
—11—




Какая-то фиалка (?).
—12—




Какая-то примула (?).
—13—




Сделав резкий поворот, мой сегмент возвращается к югу, сливаясь с уже упомянутым мною крутым «оленьим» сократом. Здесь направо и вверх отделяется не особо приметная, но всё же явно читаемая тропка, тоже выводящая на яйлу (восточнее от Таракташской тропы) и являющаяся верхним сегментом Гидротехнической тропы. Данная тропка не особо популярна, но, судя по всему, вполне проходима. По ней я ещё не ходил, но надеюсь разведать эту тропку уже в этом сезоне.
—14—




Основная же, Таракташская, тропа намного более приметна и натоптана.
—15—




А вот и западная оконечность скалы, давшей название всей тропе. Скала Таракташ является отторженцем яйлы, тропа проходит между ней и собственно кромкой яйлы. Крымскотатарское название скалы означает в переводе «камень-гребень», «камень-гребешок» (кр.-тат. taraq — «гребешок, расчёска, чесалка»)
—16—




Небольшой лестничный подъём, подразрушенный временем. Чуть правее центра снимка видна зияющая чёрная дырка — это Таракташская пещера. Вход в неё крайне мал, поэтому смотреть там не на что, но летом в жару из неё постоянно идёт прохладный воздушный поток.
—17—




Похоже, что это — Петров крест (чешуйник, потаённица, Lathraea).
—18—




Приближается вход в «Таракташское ущелье». Тропа здесь, хоть и оборудована лестничными спусками и даже перилами, несколько осложняется обилием камушков.
—19—




Скалы и сосны по левому орографическому (правому от нас) борту ущелья.
—20—




Подъём ко входу в ущелье.
—21—




—22—




В верхней части подъёма хорошо просматривается слоистая и богатая выступами структура скалы Таракташ.
—23—




Взгляд назад. Ближе к нам виден отрог, по которому идёт Гидротехническая тропа; за ним (уже в тени) виден Ставрикайский отрог с самóй скалой Ставри-Кая почти по центру кадра. Далее следует отрог Иограф, а совсем уж вдали видны западные склоны Никитской яйлы.
—24—




Само ущелье проходит между самим Таракташем (слева, если идти вверх) и обрывами яйлы (справа). Местами в скале Таракташ встречаются своего рода «вырезки». Вот самая приметная из них, известная как «Таракташская форточка» или «Телевизор» (через неё справа видна вершина холма Могаби).
—25—




Вид на обрывы яйлы справа по ходу моего движения.
—26—




В конце концов тропа выводит на южную кромку яйлы, где я делаю привал. Поднялся я довольно быстро: без учёта посещения водопада у меня ушло на подъём чуть менее двух часов. Понятно, что тому поспособствовала относительно нежаркая и облачная погода. Летом, в жару, подъём был бы менее шустрым.

На фото — вид на скалу Таракташ с южной кромки яйлы.
—27—




До выхода на более-менее открытый простор яйлы мне нужно ещё немного пройти через не особо густой сосняк.
—28—




Как видно, зимой тут бушевали довольно сильные ветра, раз уж даже на не особо открытом пространстве было сломано столько веток... А представьте себе, как несладко приходится соснам на явно открытых участках и прямо над склонами...
—29—




Верховья речушки Восточная Барбала, где ещё обнаруживается снег. Чуть-чуть правее выход с Таракташской тропы сливается с приметной грунтовкой, ведущей от посёлка Охотничье на восток.
—30—




Здесь мне удачно повстречались мужичок с девушкой, которых я и попросил сделать мне традиционную фотографию по выходу на яйлу.
—31—




Приметные шары-шампиньоны горы Бедене-Кыр. Если кто не знал, это радиопрозрачные укрытия для аппаратуры радиоразведки и наведения средств ПВО находящейся здесь радиотехнической военной части. Вопреки расхожему мнению, вершина Бедене-Кыр (1302 м) не является высшей точкой Ай-Петринской яйлы; таковой является гора Рока (1347 м), находящаяся в самой восточной части Ай-Петринской яйлы.
—32—




Более-менее типичный ландшафт по ходу моего пути.
—33—




Как видно, и здесь ветра бывают довольно суровыми.
—34—




Ещё один вид на Ай-Петринские шампиньоны с ветхим трактором на ближнем плане. Прицепные элементы мне лично напоминают какие-то сельскохозяйственные орудия, зачем они тут?
—35—




Вид издалека на посёлок Охотничье. Когда-то не особо давно (ну, лет 15-20 назад) тут находились лишь метеостанция, туристический приют и какие-то спасательные/дорожные службы, а сам посёлок состоял буквально из нескольких домиков. Сейчас же он превратился в какой-то самого отвратного вида Шанхай (ну, как по мне).
—36—




Посёлок теперь служит своего рода перевалочной базой для любителей «лёгкого туризма». Полно всякого рода чревоугодных заведений, постоянно звучат предложения покататься на квадроциклах, имеется ряд отдыхательно-ночевательных точек. В общем, «грустно, девицы»... Мне, привыкшему к крайне малолюдным горным просторам, находиться здесь было неуютно. Вроде и горы — ан нет, типичный человеческий муравейник...
—37—




«Блеск и нищета»... Рядом с очередным строящимся монстром лежат вповалку элементы (как мне кажется) разобранного подъёмника для лыжников.
—38—




Чуть выше и чуть к западу от посёлка Охотничье находится научно-историческая достопримечательность: знак Ай-Петринского меридиана. В настоящее время, когда почти в каждом современном телефоне имеется GPS-навигатор, сложно понять и осознать историческую ценность этого скромного памятника. Но давайте мысленно вернёмся на столетие назад. В 1913-1918 годах на Ай-Петринской яйле, на примыкающих фрагментах Главной гряды и их склонах проводились значительные геодезические и гидрографические исследования, призванные как описать собственно географию данной части Крымских гор, так и поспособствовать решению проблемы водоснабжения (исследовать русла рек, изучить режимы работы родников, возвести ряд гидротехнических сооружений и т. п.). Для более точного описания и картографирования полученных результатов участникам тех экспедиций была нужна какая-нибудь близкая/локальная «точка отсчёта» или, говоря современным языком, реперная точка. Такой точкой и было избрано то место, где стоит памятник: координаты этой точки были определены с особой тщательностью (насколько позволяли тогдашние методы), последующие исследования и измерения в близлежащих районах проводились с привязкой именно к этой точке. То есть, можно сказать (ну, с небольшим романтичным допущением), что данный памятник является отправной точкой для научного решения проблемы водоснабжения как минимум Южного берега Крыма. Памятный знак был воздвигнут уже в 1913 году; во время Великой Отечественной войны памятник использовался в качестве ориентира для корректировки артиллерийского огня, из-за чего и был повреждён вражеским огнём. То, что мы видим сейчас — это реконструкция (до сих пор несущая следы войны), однако на боковых сторонах постамента имеются вновь помещённые сюда исторические таблички.

На «парадной» (юго-восточной) стороне, что и показана на фото, написано следующее: «Главное управление геодезии и картографии при Совете министров СССР. Пункт государственной геодезической сети, имеющий историческую ценность. Восстановлен предприятием № 13 в 1986 г. Высота над уровнем моря 1196 м. Охраняется государством». На двух исторических табличках (находящихся на других гранях постамента) можно прочесть следующее: «Г.У.З. и З., О.З.У. Основной реперъ Крымскихъ Водныхъ Изысканій. Установленъ въ 1913 г.» и «Высота надъ уровнемъ моря 561,305 сж. Сѣверная широта 44°28'. Восточная долгота отъ Гринвича 34°5'». Исторические аббревиатуры расшифровываются как «Главное Управление Землеустройства и Земледелия» и «Отдел Земельных Улучшений».

К слову, если пересчитать высоту данной точки по данным, представленным на исторических табличках (умножаем 561,305 сажени на 2,1336 метра — именно такой была «официальная сажень» ещё с Петра Первого), то получим высоту в 1197,6(0) метров, то есть, лишь на полтора метра выше нынешней оценки высоты данной точки. Мой современный GPS-навигатор нередко ошибается и того больше, так что слава отечественным учёным! А вот точность указания координат на исторических табличках вряд ли можно посчитать удовлетворительной даже по меркам тех времён. Если кто не знал, точность в одну угловую минуту по параллели или меридиану в среднем соответствует расстоянию аж в 1852 метра, что довольно много. Не исключаю, что координаты этой точки были измерены и точнее (с точностью до угловых секунд), но на табличках просто не нашлось места для более точных координат.

Наконец, после стольких слов (впрочем, уверен, они были не лишними) — собственно фотография памятника.
—39—




Взгляд назад на посёлок Охотничье. Мелким шрифтом замечу, что отсюда уже видны как Кемаль-Эгерек, так и Демир-Капу, четвёртая и вторая вершины Крыма соответственно.
—40—




Вид со склонов яйлы на южнобережье.
—41—




Вид вперёд по ходу моего движения. Вершина Ай-Петри и её знаменитые «зубцы» видны вдали по центру.
—42—




Вид назад на верхнюю часть серпантина трассы Ялта—Бахчисарай. Как видно, машин в тот майский день (3 мая) было до неприличия много.

К слову, данная дорога была проложена ещё в конце XIX века. Дороги, ведущие по северным, более пологим склонам яйлы, существовали давно, а вот строительство полноценного шоссе из Ялты на Ай-Петри по южным, более крутым склонам, началось лишь в 1865 году и было закончено в 1894 году. Прокладку самого верхнего и самого сложного участка пути (где крутизна склонов достигала 60-80 градусов) осуществлял сапёрно-строительный батальон под командованием инженер-полковника Ивана Степановича Шишко. Опять же, это сейчас прокладка дороги по горным склонам кажется не особо сложным делом: ну, бульдозеры, экскаваторы и прочая современная техника... Однако в то время подобного рода работы осуществлялись лишь при помощи кирки, лома и лопаты, лишь местами применялись «управляемые» пороховые взрывы, но при этом строителям всё же удалось буквально «врезать» дорогу в скальную породу. Для того, чтобы осознать, насколько качественно были спланированы и выполнены те работы, достаточно сказать, что после небольшой доработки/расширения (в 1912-1913 гг.) профиль этой дороги остаётся неизменным до сих пор, менялось лишь покрытие: гудрон был сменён асфальтом. В честь инженера И. С. Шишко названа несколько выдающаяся вершина («Скала Шишко»), находящаяся чуть-чуть к востоку от посёлка Охотничье; на скале оборудована смотровая площадка (на фото она видна несколько выше центра кадра).
—43—




Более детальное и широкое панорамное фото с той же точки. Панорама кликабельна.
—Панорама2—




Замок «Ласточкино гнездо», если присмотреться, вполне себе виден (фото сделано на фокусе в 105 мм с последующей обрезкой кадра).
—44—




Более-менее типичный вид Ай-Петринской яйлы с горой Бедене-Кыр вдали.
—45—




Более детальное и широкое панорамное фото с той же точки. Панорама кликабельна.
—Панорама3—




Ещё раз очаровательная сон-трава.
—46—




Я приближаюсь к собственно вершине Ай-Петри, левее от которой видны Ай-Петринские зубцы.
—47—




Уже тут скальные обрывы довольно внушительны.
—48—




Последнее на сегодня фото. Вдали видна Ялта, справа — вершина Могаби; немного выступающая вершина чуть левее центра снимка носит название Пендикюль.
—49—




На этом первую часть рассказа об этим походе можно считать законченной. Спасибо за внимание! Окончание рассказа можно увидеть тут.


хорошая прогулка! надеюсь в этом году получится такая же прогулка, только в другую сторону, хочу подняться там же, а спуститься через Лапату, Портал и тд
Спасибо!

> хочу подняться там же, а спуститься через Лапату, Портал и тд
А что такое в данном контексте "Портал"?
даже не знаю как объяснить :) небольшой поселочек в лесу, недалеко от Бабу-корыто, что-то вроде водозабора
Я примерно понял. Это не посёлочек, а лишь комплекс водозаборных/водоочистных сооружений :). Спуск по Лапатинской тропе выходит на уже заасфальтированную дорогу очень рядом с ним.

Ну, этот спуск мне уже давно и хорошо знаком :).

Edited at 2019-05-10 05:02 pm (UTC)
и я его с детства знаю, но мне там нравится :)
Спуск по Лапатинской тропе выходит на уже заасфальтированную дорогу очень рядом с ним.
а потом снова немного через лес, зайти в бор, покататься на тарзанке и тд
Ну, я - не с детства, но вполне уверенно. Впрочем, я знаю этот спуск именно в смысле "подняться на яйлу / спуститься с яйлы". О каких-либо местных достопримечательностях не особо наслышан :).
Если в тех окрестностях есть что-то прям интересное, чего я ещё не знаю - расскажите!
Фух, слава богу! А я уж думал, что пропустил что-то важное! :)
Хорошая прогулка.
Даже сон-трава еще попадается. И снег.
Я на Таракташ собирался зимой, но так и не получилось.
Теперь может осенью соберусь.
Да, прогулка вышла замечательной! И, к слову, спасибо вам за трек Кореизской тропы, которой я спускался (ну, рассказ об этом ещё будет).

> Даже сон-трава еще попадается.
Вполне попадается :). Буквально вчера я был на Ангар-Буруне: на северных его склонах сон-травы прям полнó! Расскажу об этом походе чуть позже.
Да, походик вышел маленьким, да удаленьким! :)

В определении цветущих растений я не накосячил?
Думаю, что все верно! )
Я ж ботаник-любитель )) Чаще всего с точностью до вида мне определить сложно, а то и невозможно. Но вполне хватает общего названия. )
Спасибо.

Вы явно компетентнее во всякого рода цветочках, чем я :). А родовое название - уже хорошо!
Люблю я это дело! )) Сейчас вот с Тарханкута фотогербарий привезла ))
Мне мысленно ближе "крупноформатная" ботаника, но цветочкам я тоже всегда рад! :)
Видов тоже тыща! )) Там такая красота - на каждом шагу хочется снимать во все стороны! )
Вновь отличный, красивый и подробный путеводитель. Спасибо.
Рад, если понравилось!

К слову, сегодня вечером вышла вторая часть рассказа об этом походе! :)