Аватара 2013

Рецензирую: «Зелёная книга»

Посмотрел вчера фильм «Зелёная книга» (читать о фильме в википедии), получивший «Оскар» в категории «Лучший фильм» 2018 года. Фильм вполне себе неплохой, но что именно в нём столь оскароносного — я лично не понял...

Фильм основан на исторических событиях, повествуя о знакомстве и дружбе афроамериканского музыканта Дона Ширли и белого «вышибалы» Тони Валлелонги. Музыкант планирует предпринять концертное турне по южным штатам США, где ещё весьма сильны расистские настроения (действие происходит в 1962 году), в связи с чем нанимает белого водителя-ассистента. Несмотря на значительную разницу между главными актёрами, между ними завязывается дружба, благодаря которой каждый из них меняется в лучшую сторону.

Кто как, а я был вынужден смотреть и воспринимать данный фильм в очевидной связке с французским фильмом 2011 года «1+1 (Неприкасаемые)» (прочитать мою мини-рецензию на последний можно тут). Фильмы чрезвычайно похожи по сюжету и смыслу: и там, и тут имеется «переходящий в дружбу конфликт» между двумя совершенно разными по социальному уровню и культурному фону персонажами. И тут, и там основной посылкой является тема расизма и его восприятия обществом. Единственное, но не слишком уж ключевое различие заключается в том, что «1+1» является более мелодраматичным и содержит очевидные юмористические эпизоды (чаще «чёрные» и не всегда, имхо, удачные), тогда как «Зелёная книга» очевидно построен как биографическая драма, в связи с чем более сдержан. Пусть киноакадемики на меня не обижаются, но французский фильм мне понравился больше.

«Зелёная книга» снята без каких-либо очевидных изъянов, режиссура крепка, но и без каких-либо изысков; работа художников достойна похвалы — картинка очень цельная и приятная. Однако сюжет достаточно простоват и предсказуем. Моральный посыл о том, что «расизм — это плохо», подаётся как-то чересчур уж прямолинейно; многие сцены и диалоги пусть и не шаблонны, но всё же простоваты и как-то схематичны. Сам главный чернокожий герой несколько недоразвит в кинематографическом плане, тогда как главный белый герой, имхо, чересчур уж «переработан». В общем, вышло несколько несбалансированно. Повторюсь: не сказать, что прям плохо, но уж, как по мне, не настолько уж хорошо, чтобы давать фильму «Оскар». Музыкальное оформление я вообще не понял: в фильме имеется ряд сцен, демонстрирующих выступления Дона Ширли, но я, несмотря на свою не чересчур уж слабенькую музыкальную эрудицию, не смог даже толком определить жанр, в котором он играет — это и не классика, и не джаз, и не какой-то внятный симбиоз между ними.

В общем, чисто по совокупности кинематографических достоинств — довольно средненькое кино, пусть и не без «души» и нравственно-воспитательной функции. Не могу, однако, не высказать мысль о том, что его тёплый приём критиками и академиками был продиктован, скорее, не кинематографией, а «популярной» тематикой: афроамериканец, да ещё и не без «нетипичных» половых предпочтений, да во враждебном ему обществе — ну, как тут не дать «Оскара»?

Резюме: неплохое, хоть и несколько шаблонно-огрублённое кино. Один раз посмотреть вполне можно, однако у меня фильм получает лишь не вполне уверенную четвёрку.

+1, но у них там своя атмосфера. советую еще посмотреть "Черного ККклановца". тоже хз за что им оскар дали.
Понятно, что мы живём "несколько в другом мире" (с), чем киноакадемики. Ну, по части всякого рода рецензий я всегда субъективен, в чём не стесняюсь признаваться :).
так это же киноакадемия США.
странно, если бы они присудили оскар фильму про гулаг или про жизнь крымских татар в Узбекистане например.
Да, мне уже объяснили "за специфику" :).

> странно, если бы они присудили оскар фильму про гулаг или про жизнь
> крымских татар в Узбекистане например.
А что - в минувшем году что-то подобное выходило на экраны?
На самом деле это чисто внутриамериканская проблематика, которую мы со стороны вовсе не обязаны ощущать. Там у них сейчас идёт мощная своего рода "перестройка", как у нас была 30 лет назад, так что их отношение к подобной продукции так же завязано на конкретный момент, как у нас было отношение к "Детям Арбата" или "Маленькой Вере". Этот фильм - только один из десятков "перестроечных", пересматривающих привычные амплуа и стереотипы, и художественные достоинства тут уже вообще дело десятое.
> На самом деле это чисто внутриамериканская проблематика...
Вполне возможно. Но я в любом случае оцениваю и "рецензирую" любые фильмы (что наши, что европейские, что американские) лишь субъективно, иного мне не дано. Французский фильм со схожей проблематикой (только во Франции, пожалуй, всё происходит наоборот) и крайне схожими сюжетными деталями понравился мне заметно больше.

> и художественные достоинства тут уже вообще дело десятое
Может, для киноакадемиков - и да, но не для меня :).
Согласен, я просто указываю на причины, по которым нам на Оскар нет особого смысла ориентироваться. Французская ментальность нам вообще ближе, чем американская.
За комментарий и пояснения - спасибо. Но, имхо, в любом случае не вредно будет напоминать киноакадемикам, что не везде их подходы являются понятными :).
Мы сегодня посмотрели с удовольствием. Может быть, в отличие от 1+1 фильм более прямолинеен, но нам это нисколько не помешало. Да и понятно что это рождественская история-роудмуви, похожая на Самолетом, поездом, машиной.
Если фильм вам понравился - я только рад! :) Мне он тоже понравился; я лишь отметил, что среди прочих понравившихся мне фильмов он оказался слабее других...

Как говорят, лучшая похвала повару - пустая тарелка. Для фильмов, имхо, лучшая похвала - желание пересмотреть. В данном случае желание пересмотреть у меня лично не возникло, увы...
Я не скажу что в будущем не захочу пересмотреть еще. Я вообще люблю подобные камерные фильмы с минимумом действующих лиц.

А вот Богемскую рапсодию смотреть второй раз я не буду, слишком уж поверхностно и фальшиво вышло, несмотря на старания Рами Малека и отдельные хорошие сцены.
> Я не скажу что в будущем не захочу пересмотреть еще.
Ну, каждому своё.

> А вот Богемскую рапсодию смотреть второй раз я не буду
Ещё не видел, но все вокруг так много о ней говорят (вот и вы), что, видимо, придётся посмотреть :).