Павел Можаев (mevamevo) wrote,
Павел Можаев
mevamevo

Category:

И не подозревал, что говорю прозой...

Сегодня внезапно удалось почувствовать себя в шкуре мольеровского господина Журдена, который, как известно, «и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорит прозой»...

Никогда не скрывал, что у меня имеется немалый не только «душевный», но и практико-теоретический интерес к музыке. Читая разного рода материалы по её истории, я нередко сталкивался с термином «генерал-бас» (он же basso continuo). До сих пор как-то отмахивался от этого термина, ошибочно полагая, что это какой-то особенный и тонкий композиторский приём, но сегодня вот нашёл в себе силы и вдохновение разобраться детальнее. И что же оказалось? Тьфу ты, я всю жизнь говорил прозой! :)

Как оказалось, генерал-бас — это лишь сокращённая запись гармонии! Ну, то, что у нас в музыкальной школе (да и, похоже, во всём мире) называлось и называется «цифровка». То есть, буквенное обозначение основного басового тона, снабжённое цифровыми обозначениями тех звуков, что «надстраиваются» над этим басом. Ну, банальные примеры: C — до-мажорное трезвучие, Am — ля-минорное трезвучие, G7 — доминантсептаккорд на ноте соль, D — уменьшённый септаккорд на ноте ре и т. п. В музыкальной школе на уроках сольфеджио нас учили читать и реализовывать/исполнять эти цифровки как бы невзначай, термин «генерал-бас» не звучал. А вот оно как оказалось!

Тем более занятно, что ещё в конце XIX века этот самый генерал-бас являлся, порой, отдельной учебной дисциплиной в высших музыкальных учебных заведениях — тому виной определённое смешение базовой теории о построении и соединении аккордов с теорией гармонии как таковой. В эпоху барочной (от слова барокко, а не бар!) музыки («золотым веком» генерал-баса являются приблизительно 1600-1750 годы) использование прообразов нынешних цифровок было продиктовано не только чисто практической «экономичностью» подобной записи, но и тем, что многие композиторы предпочитали не делиться деталями своей гармонизации, чтобы не раскрыть невзначай секреты своей контрапунктной техники. Да и в целом в европейской музыке конца XVI — середины XVII века значительную роль играла импровизационность и орнаментика, индивидуальные для каждого исполнителя; грубо говоря, играющий должен был (и имел полное право) самостоятельно подыскивать и оформлять гармонию в соответствии лишь с выписанной мелодией и приложенным к ней генерал-басом. Это лишь чуть позже развилась тенденция к более-менее «жёсткому» фиксированию всех деталей замысла композитора... Но, как известно, всё повторяется: сейчас мы находимся именно на том витке истории, когда для исполнения музыки (во всяком случае, относительно несложной, взять любую популярную песню) вполне достаточно знать лишь мелодию и цифровку генерал-бас :).

Сам термин генерал-бас в русском языке идёт из немецкого Generalbaß — то есть, «общий бас». Распространённый итальянский термин basso continuo (букв. «непрерывный бас») несёт отпечаток истории европейской музыки: в полифонической технике, предшествовавшей появлению генерал-баса, нижний голос произведения время от времени мог прерываться паузами, тогда как при гомофонном складе (первой ласточкой которого стал и сам генерал-бас) бас предполагается «постоянно звучащим/наличествующим». Если кто не знал, то объяснить по-простому можно так: полифоническая музыка — это совокупность отдельных голосов, каждый из которых обладает собственной значимостью (классический пример — фуги И. С. Баха), тогда как гомофонная музыка — это доминирующая основная мелодия, лишь сопровождаемая и поддерживаемая зависимой от неё гармонией (нынешняя популярная музыка).

Чтобы закончить, приведу цитату из соответствующей статьи словаря Брокгауза и Ефрона, написанной русским композитором, профессором Петербургской консерватории Н. Ф. Соловьёвым: «В прошлых столетиях Г.-бас считался наукой и был синонимом науки о гармонии. [...] На Г.-бас следует смотреть как на стенографию. Называть Г.-бас наукой о гармонии настолько же странно, насколько странно называть стенографию грамматикой». Что ж, пусть генерал-бас и оказался лишь музыкальной стенографией, но мне всё равно приятно, что я не только знаю этот термин, но и вполне неплохо владею этой техникой :).

Tags: музыка, приятности, умности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments