Павел Можаев (mevamevo) wrote,
Павел Можаев
mevamevo

Category:

Очередная ЧГК-подобная загадка

Проверим, насколько (не)лёгкой и/или (не)интересной окажется эта загадка. Могу лишь отметить, что каких-либо глубинных познаний в теории и истории музыки для ответа не требуется :)

Предшественник (пра-модель) некоего музыкального инструмента носил французское название, которое можно перевести на русский язык именем одного знаменитого персонажа из произведений Корнея Чуковского. Чуковский описал этого персонажа так: «К НЕМУ вы не можете подойти сзади, потому что сзади у НЕГО такая же голова, как и спереди; когда одна голова спит, другая глядит по сторонам, чтобы не подкрался охотник». Вспомните, как звали этого персонажа, и догадайтесь, о каком современном музыкальном инструменте идёт речь.

Комментарии скрываются, правильный ответ скоро будет. Махинации с Гуглем испортят вашу карму! :)

ОБНОВЛЕНИЕ: Вопрос закрыт. Справились aandrejpe, fiisi, 7alisali и eyno. Всем правильно ответившим — мои поздравления! Всем прочим участникам — спасибо за участие! Будут и другие вопросы! :)

Правильный ответ можно узнать в спойлере.

[Кликните, чтобы узнать правильный ответ]

Правильный ответ — тромбон. От других медных духовых инструментов тромбон отличается наличием так называемой кулисы — особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой исполнитель (двигая её туда-сюда) изменяет объём заключённого в инструменте воздуха (и, соответственно, изменяя высоту воздушного столба, ответственного за «выдачу» звука нужной высоты). В отличие от клапанных духовых инструментов (вроде трубы или валторны) тромбон может производить и звуки, не принадлежащие к хроматическому звукоряду (при «промежуточных положениях» кулисы), что широко используется для произведения эффекта глиссандо («плавающего звука»).

Первые инструменты, сходные по конструкции с современными тромбонами, назывались сакбутами (от фр. saquer — тянуть + bouter — толкать, упирать, помещать). Первое упоминание о сакбутах (фр. saqueboute) относится к 1466 году.

Неоднократно прозвучавшие в ответах версии про баян, гармошку/гармонику и аккордеон, имхо, могут быть отметены при анализе историй происхождения этих инструментов и анализом их названий (то есть, несмотря на наличие «общего» механического принципа «тяни-толкай», тут непременно стоило подумать и о каких-либо других инструментах): баян появился лишь в конце XIX века и по определению не мог иметь предшественников с французским названием (так как его название идёт от имени легендарного древнерусского певца-сказителя Бояна); гармонь также является относительно поздним изобретением, её название очевидно идёт от греч. ἁρμονία или лат. harmonia; аккордеон тоже имеет относительно свежее происхождение (не позднее начала XIX века), тогда как его французское название (accordéon) очевидно восходит к позд.-лат. accordare («согласовывать», от ad «к» + cor/cordis «сердце»; родств. рус. аккорд, букв. «согласие, созвучие»).

Тромбон как инструмент в более-менее нынешнем виде известен в Европе с XVIII века. Его название является «увеличением» (аугментативом) от ит. слова tromba (труба). И. С. Бах и Г. Ф. Гендель уже использовали более-менее схожую с нынешней разновидность тромбона в своих произведениях, но более-менее широко из известных композиторов его стал использовать К. В. Глюк; первыми композиторами, задействовавшими тромбон в составе симфонического оркестра, стали швед Й. Н. Эггерт (Симфония ми-бемоль-мажор, 1807) и немец Людвиг ван Бетховен (в своей знаменитой Пятой симфонии до-минор, 1808). В русском языке слово известно как минимум с конца XIX века; словарь Фасмера приводит А. П. Чехова в качестве отсылки на автора-использователя этого слова. В Национальном Корпусе русского языка самое раннее вхождение данного слова принадлежит чеховскому рассказу «Темпераменты» (1881). Забавно (и, возможно, могло бы послужить предметом для какого-нибудь другого ЧГК-подобного вопроса), что Чехов приводит это слово в следующем контексте: «Флегматик. [...] В оркестре он — контрабас, фагот, тромбон». Судя по контексту, слово «тромбон» на то время уже было хорошо известно как Чехову, так и его читателям.

Tags: умности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments