Павел Можаев (mevamevo) wrote,
Павел Можаев
mevamevo

Category:

Памятник Михаилу Пуговкину в Ялте

На минувший день города в Ялте открыли памятник популярному советскому актёру Михаилу Пуговкину. Я был в Ялте несколько дней и, разумеется, не мог не пойти не посмотреть на него. В целом, как по мне, вышло удачно (хотя портретное сходство и неидеально). Памятник стоит прямо напротив длинного причала/пирса, замыкающего акваторию ялтинского порта с запада (именно на этом причале стоит ресторан, называемый сейчас «Апельсин», но у местных твёрдо именуемый по былому названию «Арго»), рядом с известными «грибками».

Пуговкин (почётный гражданин Ялты и Крыма, некоторое время проживавший в Ялте) запечатлён в позе, копирующей сцену из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» — в режиссёрском кресле и с тростью в руках. Не все знают, что эта сцена снималась именно в Ялте и именно на уже упомянутом пирсе (разумеется, тогда пирс был пустым).

На заглавной фотографии — собственно памятник (снималось уже вечером, да и толком подойти к памятнику было сложно из-за обилия желающих сфотографироваться рядом с ним, так что за качество прошу простить). Под катом — ещё несколько фотографий и подробностей.




Как уже было сказано, сцена из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», в которой героиня Натальи Селезнёвой исполняет песню «Звенит январская вьюга...», снималась на уже упомянутом выше причале, хотя так сразу и не скажешь. Я очень люблю этот фильм и даже знаю его весьма неплохо (в своё время даже перевёл субтитры к нему на эсперанто, попутно переведя все песни, звучавшие в картине; мой перевод «Разговора со счастьем» до сих пор пользуется у постсоветской публики весьма тёплым приёмом), так что не узнать родную Ялту не могу. Речь идёт об этой сцене:
—1—




На отдельных кадрах видно, что сцена снималась в довольно прохладный сезон (на южных склонах гор уже/ещё лежит снег, пусть и лишь сверху). Такое у нас бывает никак не раньше начала ноября и никак не позже середины апреля.
—2—




За героиней Натальи Кустинской видна гостиница «Ореанда» и холм Могаби (его верхушка обрезана).
—3—




А вот и Пуговкин. Прямо за/над ним видятся скала Балан-Кая и ущелье Уч-Кош. Ну и, разумеется, ялтинская набережная тоже хорошо видна. Заметно, что никаких высоток в близости к морю не наблюдается в принципе. То ли дело сейчас... :(
—4—




На данном скрин-шоте виден ялтинский маяк (ещё без пушки). С астрономической точки зрения (а также для выяснения, в какое время года снимался этот эпизод) интересно заметить, что длина тени Селезнёвой примерно равна её росту или даже чуть-чуть короче. Из этого можно сделать вывод, что солнце в момент съёмки находилось никак не ниже, чем в 45 градусах над горизонтом. По направлению тени (зная расположение причала, гуглокарты в помощь) можно судить, что солнце в данный момент находилось вблизи кульминации (своей высшей точки) или немного позже (то есть, на юге или немного юго-западнее). В самом начале ноября (а раньше в горах у нас снег выпадает крайне редко) солнце в Ялте кульминирует заметно ниже (на высоте порядка 31 градус), так что версия о том, что сцена снималась поздней осенью, выглядит совершенно неправдоподобно. А вот весной солнце кульминирует в Ялте уже заметно выше: в начале марта — примерно на высоте в 37 градусов, «требуемой» высоты в 45 градусов оно достигает уже в двадцатых числах марта. Осмелюсь сделать вывод, что данная сцена снималась в апреле. Да, я читал (ну, википедия пишет), что съёмки начались только в мае, но в мае ялтинское солнце располагается уже довольно высоко, чтобы давать столь длинную тень, да и столь заметный снег на южных склонах Ялтинской яйлы даже в начале мая мне лично представляется чересчур уж казуистическим (на самой яйле встретить снег в мае — не редкость, но не на южных её склонах, да ещё и в таком количестве).

Может, мой вывод и ошибочен (не огорчусь, если это так; прикидки в любом случае делались на ходу, без транспортиров и прочей геодезии), но, в любом случае, мы неплохо поупражнялись в прикладной астрономии и школьной геометрии, а также в ялтинском климатоведении, не так ли? :)
—5—




А вот на этом скрин-шоте фоном видится ещё один исторический артефакт: грузовые краны на ялтинском молу. Когда снимался фильм, ялтинский порт был универсальным. Лишь во второй половине 1980-ых грузовой порт перенесли на три километра к востоку; с тех пор тот порт, что находится в самом городе, принимает лишь пассажирские суда.
—6—




Возвращаемся к памятнику Пуговкину.
—7—




Подобраться к нему не так уж и просто: памятник стал популярным фото-объектом.
—8—




Я, тем не менее, всё же улучил пару моментов.
—9—




Портретное сходство, как по мне, вышло «не очень». Но в целом всё равно вышло весьма неплохо, а Ялта хоть немного, но облагородилась очередной достопримечательностью.
—10—




Разумеется, в Ялте было понаделано ещё множество снимков (плюс я сходил в походик над Ялтой на 25 километров). Но об этом будет рассказано уже в другой раз. Спасибо за внимание!

Tags: Ялта, из прошлого, приятности, умности, фотографии, что в мире делается, эсперанто
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments