Аватара 2013

Армянская церковь (церковь святой Рипсиме) в Ялте

Рассказывая недавно про ялтинскую улицу Загородную, я упоминал, что здесь располагается одна из известных и весьма привлекательных достопримечательностей Ялты. Пришло время рассказать о ней подробнее.

Итак, церковь святой Рипсиме, в советское время более-менее официально именовавшаяся просто «Армянская церковь». Хорошо это или плохо, но «старое» название широко используется и до сих пор. Здание было построено в 1909-1917 годах, после войны использовалось как помещение для одного из отделов ялтинского краеведческого музея, в 1993 году было возвращено верующим. Считается одним из шедевров армянской архитектуры Крыма. Посещение территории свободно (кроме, если я не ошибаюсь, понедельников, когда территория закрывается).

На заглавной фотографии — южный фасад здания. Ниже будет ещё много фотографий и немного рассказов.




Для начала — немного истории.

Армянская диаспора в Крыму всегда была довольно большой, её расцвет пришёлся на период генуэзского правления на южном берегу. Даже несмотря на многочисленные последующие переселения и возвращения, армяне оставались одним из самых заметных «малых» народов Крыма. В конце XIX — начале XX века армянская община Ялты была весьма большой, а многие её представители были довольно зажиточны.

Армянский нефтепромышленник Погос Тер-Гукасян заказал проект церкви в память о своей рано умершей дочери Рипсиме (она захоронена в усыпальнице при церкви). Автором проекта выступил архитектор Габриэль Тер-Микелян. Важным источником для его вдохновения послужила церковь святой Рипсиме в Эчмиадзине 618 года постройки (ялтинский храм во многом копирует её). Важную роль в разработке проекта принимал также известный армянский художник Вардгес Суренянц, он же занимался внутренним оформлением церкви, однако смерть в 1921 году помешала ему закончить работу. Активное участие в оформлении церкви принимали участие также скульптор Сергей Меркуров и художник Тарагрос Тер-Варданян.

Парадный вход на территорию церкви выходит на улицу Загородную (прямо у места ответвления от неё улицы Ленинградской). Территория церкви окружена фундаментальной оградой, стилистически образующей с церковью единый комплекс. Вот деталь оформления стены, окружающей Армянскую церковь.
—1—




Один из двух архитектурных элементов (не знаю, как назвать) пилонов, обрамляющих парадный вход в церковь.
—2—




А вот и сам парадный вход с лестницей. Есть ещё дополнительный вход, выходящий на улицу Ореховую.
—3—




Архитектурная композиция с внушительной лестницей (насчитывающей сто ступеней) и самим зданием церкви, словно парящим над землей, очень впечатляет.
—4—




Здание церкви возведено из вулканического туфа. Парадная лестница ведёт к южному фасаду, где имеется ложный вход: там на цокольном этаже имеется лишь поминальная ниша (парадный вход находится с западной стороны). Справа от ниши располагается усыпальница Рипсиме, слева от неё находится могила Вардгеса Суренянца. Южный фасад наиболее богат элементами оформления (разнообразная резьба, розетки, плетения, купола, арки и другое). Второй этаж южного фасада венчает трехарочная галерея с балконом в центре, а третий этаж — крест, опирающийся на два арочных окна.
—5—




По левую сторону от лестницы имеется небольшой скверик с витиеватой дорожкой.
—6—




—7—




Столик и лавочка.
—8—




Южный фасад с его подножия.
—9—




Апсида склепа, где захоронена Рипсиме, дочь заказчика строительства церкви.
—10—




Покой усопшей охраняют два ворона.
—11—




Лавочка рядом с апсидой склепа.
—12—




Ещё один вид на южный фасад с ложным южным входом.
—13—




Элементы оформления крупным планом.
—14—




Могила Вардгеса Суренянца. Лестница слева ведёт к основному входу в церковь.
—15—




Мемориальная табличка над могилой.
—16—




Ещё деталь оформления.
—17—




И ещё.
—18—




Вид с балкона вниз на лестницу.
—19—




Вид направо на склоны Дарсана и на Холм Славы, где располагается Мемориал памяти жертв Гражданской и Великой Отечественной войн.
—20—




Двери южного фасада, ведущие в зал церкви (это не парадные, а лишь дополнительные двери).
—21—




Над южным входом имеется надпись на армянском языке: «В память благодетеля этой церкви Погоса Тер-Гукасяна, который воздвиг этот чудотворный храм во имя преждевременно скончавшейся дочери своей Рипсиме в 1909-1917 году».
—22—




Надпись над одним из соседних южных глухих арочных входов гласит: «Хачкар установлен в честь столетия со дня возведения церкви святой Рипсиме». Хачкар (дословно означает «крест-камень») — армянская святыня, представляющая собой стелу (или, как в нашем случае, плиту) с резным изображением креста.
—23—




Вход на балкон южного фасада.
—24—




Во время Великой Отечественной войны здание храма частично пострадало, следы от разрушений устранили только в 1960-е годы. Тогда же в помещениях церкви разместили один из филиалов ялтинского краеведческого музея. Церковь и прилежащую к ней территорию можно увидеть в целом ряде фильмов («Три толстяка», «Овод», «Щит и меч», «Праздник святого Йоргена», «Мастер и Маргарита»). В 1993 году культовое сооружение было возвращено верующим.

Центральный (западный) вход в церковь.
—25—




Северный фасад церкви. В саму церковь с фотоаппаратом я не заходил (нужно же что-то оставить моим читателям на самостоятельное изучение :)). Впрочем, в здании церкви я бывал как минимум дважды: ещё в раннем детстве, когда тут ещё работал краеведческий музей (мало чего помню), и где-то в середине 1990-х, когда тут заканчивали строительство небольшого оргáна. О внутреннем убранстве церкви я ничего не могу сказать, но, по слухам, там красиво, побывать стоит.
—26—




Ещё вид на церковь с северо-востока (слева — алтарная часть церкви).
—27—




Второй вход на территорию церкви, что выходит на улицу Ореховую.
—28—




А вот так выглядит церковь издалека (со склонов холма Дарсан).
—29—




И ещё одно фото на прощание.
—30—




Спасибо за внимание!

Прекрасный рассказ! И детали, и целое.
Те, что на 2 и 3 фото, называются пилонами ворот.
Спасибо!

> Те, что на 2 и 3 фото, называются пилонами ворот.
Благодарю! Я понял бы этот оборот, попадись он мне в каком-нибудь тексте, но в мой активный словарный запас он ещё не входит :).
Доводилось много читать по архитектуре. А вот в храме этом не был, даже близко не подходил. Видел только с канатки и с Дарсана. Значит, надо посетить.
Ваши рассказы замечательны. Посему, вы должны ( !) немедленно (именно немедленно) съездить в Евпаторию, и рассказать о тамошней армянской церкви.
> Ваши рассказы замечательны.
Спасибо.

> Посему, вы должны ( !) немедленно (именно немедленно) съездить в Евпаторию...
А почему такая срочность-то? :)
Я требую ! (во первых)
Здесь вопросы задаю я ! (во вторых)
ну очень хочитса. пожааалыста (в третьих)

Edited at 2016-06-07 09:06 pm (UTC)
При возможности постараюсь осуществить ваше желание, но в ближайшее время визитов в Евпаторию как-то не планировал...
Очень нравится это место! Спасибо за рассказ, и фото прекрасные.
А за столиком (на фото 8) сидел Понтий Пилат в "Мастере и Маргарите".
Так интересно узнавать в фильмах знакомые места! :)