Павел Можаев (mevamevo) wrote,
Павел Можаев
mevamevo

Categories:

Экскурсия по «Массандре»

Вино — живое существо, его не изготовляют, а создают
и воспитывают. Слава нашим виноделам, с такой любовью
создающим то, чего не может создать природа, — чудесное вино.
С. Я. Маршак

Ещё в начале апреля я вновь побывал с экскурсией на головном винзаводе предприятия «Массандра». Это был уже мой третий визит в зрелые годы, но мне не надоедает :). Там и красиво, и интересно. Ну и, конечно, «здесь винный дух, вином здесь пахнет». На полноценную экскурсию мой рассказ не претендует, просто рекомендую побывать тут хотя бы один раз :). В помещениях можно фотографировать, но в подвалах просят не использовать вспышку. Стоимость «обычной» экскурсии с дегустацией в апреле 2016 года составляла 600 рублей, экскурсии начинаются в 11:00, 13:00, 15:00 и 17:00; продолжительность экскурсии с дегустацией — полтора часа. На вопрос «как добраться?» вам ответит любой маршруточник :). Если кто не знал, то скажу, что вино вообще и — особенно! — массандровское я очень люблю, предпочитая его (ну, кроме всякого рода специфических ситуаций вроде широкого застолья) всем другим алкогольным напиткам.

На заглавной фотографии — здание «старого завода», построенное под управлением князя Л. С. Голицына в 1894 году. Ниже я покажу то, что показывают рядовым экскурсантам, а также постараюсь (курсивом) кратенько описать историю «Массандры».



Традиции виноделия в Крыму очень древние. Более-менее современное крымское винопроизводство связано с именем графа М. С. Воронцова. Его семья владела, среди прочих, и землями Массандры; он же заложил в Массандре первый винный подвал. В марте 1889 года земли Массандры вместе с имениями «Ливадия» и «Ай-Даниль» были приобретены Удельным ведомством Министерства Двора и вошли в число недвижимых имуществ, служивших источником содержания членов Российского Императорского дома.

Современная история именно «Массандры» как винодельческого предприятия связана с именем князя Л. С. Голицына, который в 1892 году был назначен на должность главного винодела Удельных имений Крыма и Кавказа. Голицын на тот момент был уже известен и знаменит как владелец винодельческого имения «Новый Свет». По инициативе Л. С. Голицына в Массандровском урочище закладывается Главный подвал Удельного ведомства для выдержки столовых, крепких и десертных вин. Для определения наиболее оптимального места строительства был приглашён гидрогеолог, профессор Новороссийского университета Н. А. Головкинский; именно он обследовал источники воды в Массандре. В результате исследований совместно с архитектором К. П. Теребенёвым было определено место для строительства нового подвала вблизи главного источника воды — Массандровского водопада. Главным архитектором выступил В. Н. Чагин.

Грандиозное строительство началось в 1894, было закончено в 1897 году и обошлось в 1200000 тогдашних рублей. На глубину до 50 метров уходили 7 тоннелей длиной в 150 и шириной в 5 метров каждый, объединённые соединительной галереей. Тоннели были предназначены для созревания и выдержки вин в дубовых бочках. А для бутылочной выдержки, там же под землей, ниже Главного подвала, были заложены 9 галерей с многочисленными вырубленными в стенах и выложенными камнем нишами, где мог уместиться миллион бутылок. Уже тогда все тоннели были электрифицированы и оборудованы специальными подъемными машинами.


На исходном этаже старого завода, откуда начинается экскурсия (на самом деле он является вторым надземным, но в силу рельефа местности вход в него находится на земле), экспонируются многочисленные бутылки, амфоры, бочки и награды Массандры.
—1—




Главный «голицынский» подвал был построен настолько качественно, что даже крымское землетрясение 1927 года не оставило в нём и трещины. Уникальная постройка, конечно, не осталась незамеченной императором, и 28 августа 1898 года Главный массандровский подвал посетил с визитом император Николай II со своей женой Александрой Фёдоровной. В своём дневнике Николай II писал об этом посещении следующее: «Всем обществом поехали в Массандру, где подробно осмотрели новый погреб. Устроено всё по последним требованиям винного дела — прочно, широко и практично».

В силу необычности для того времени, Главный подвал тогда называли даже «Восьмым чудом света». Уже в 1900 году Главный подвал принял участие во Всемирной Парижской Выставке.

—2—




В 1930-е годы большую поддержку предприятию оказывал Народный Комиссар Пищевой Промышленности СССР А. И. Микоян. С 1936 года по его распоряжению начинается активное пополнение энотеки (винной коллекции) «Массандры» самыми разнообразными коллекционными винами (уже и до этого в энотеке, начало которой положил сам Л. С. Голицын, имелось большое количество уникальных образцов вин самого разнообразного происхождения, включая самый старый образец — «Херес де-ля Фронтера» 1775 года урожая, которого в коллекции сохранилось лишь несколько бутылок; в 2001 году одна бутылка этого вина была продана на аукционе Сотбис по рекордной для хереса цене — 50 тысяч долларов, а в сентябре 2015 года Путин и Берлускони распили ещё одну).

Массандровская коллекция с ее редчайшим ассортиментом становится практическим посо­бием и школой для подготовки виноделов. Здесь наблюдают процессы созревания и старения вина, открывают секреты его долголетия. В настоящее время винная коллекция «Массандры» (энотека) является самой уникальной и богатой по содержанию как минимум в странах бывшего СССР. Она содержит около миллиона бутылок и занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

В 1936 году был разработан генеральный план реконструкции и значительного расширения старого завода. Новый завод был запроектирован на площадке существующего здания и составляет с ним одно целое. Строительство Нового завода было начато в 1938 году, а окончено в 1956 году.

—3—




Особой страницей истории «Массандры» стала эвакуация ценнейшей коллекции в годы Великой Отечественной войны. Наиболее ценные фонды сумели эвакуировать на кораблях, однако часть коллекции (около 170 тысяч бутылок), которую не успели вывезти, было решено спрятать, замуровав входы в отдельные галереи. В отдельную нишу положили знамя комбината и при­каз по управлению, в котором перечислялись все, кто в те дни активно участвовал в эвакуации коллекции вин. Это был особый документ, непохожий на обычные приказы по заводу. Он заканчивался словами, в которых звучала вера работников в грядущую победу: «мы непре­менно вернёмся, достанем замурованные вина и первый бокал поднимем за мужество совет­ских воинов». Всего из Ялты удалось вывезти 57 тысяч бутылок наиболее ценной части коллекции «Массандры» и миллион двести тысяч литров ма­рочного бочкового вина.

В первые дни ноября 1941 года, когда немецкие войска уже вошли в Крым, управление «Массандры» получило распоряжение немедленно начать уничтожение оставшихся вин. Работники завода плакали, когда ломами и топорами у бочек вырубались донья, когда вино изливалось на землю и стекало по каналам и оврагам в море. По воспоминаниям очевидцев, канализация забилась, вино хлюпало под ногами, от спиртовых паров люди в галереях теряли сознание, на немощёном дворе завода буксовали в винных лужах грузовики, а морская вода в Ялтинской бухте обрела зловещую розовую окраску...


Визуализация бочковой выдержки хереса.
—4—




После освобождения Крыма от немцев, главным виноделом предприятия вновь становится А. А. Егоров (он служил в этой должности с 1936 по 1962), вклад которого в развитие «Массандры» сложно переоценить. Именно он создал наиболее знаменитое вино «Массандры»: Мускат белый Красного Камня. Виноград для этого вина выращивается на ограниченной территории около села Краснокаменка, что над Гурзуфом. А. А. Егоров прожил долгую жизнь (95 лет!), несмотря на, казалось бы, «вредности» профессии. В качестве поучительной истории всем экскурсантам рассказывают, что всю свою жизнь до 65-летия он предпочитал столовые вина, однако после юбилея перешёл на мадеру, будучи уверенным в её тонизирующих свойствах. До 92 лет он ещё проводил с сотрудниками дегустации! Ныне одна из улиц Массандры (на ней и располагается винзавод) носит его имя.

В этот раз экскурсию по заводу проводил забавный старичок с лёгкими признаками перенесённого инсульта и начинающегося маразма. Временами слушать его становилось скучно, но зато он мог ответить на любой вопрос (так как проработал на предприятии, с его слов, больше 50 лет). В любом случае, он прямо искрил разнообразными цитатами о вине, аргументированно утверждал, что красное вино полезней белого, и всячески хулил Горбачёва и его антиалкогольную кампанию.
—5—




Схема Южного Берега Крыма с указанием расположения винсовхозов «Массандры». Комбинат производит вино лишь из своего собственного сырья. Большинство виноградников «Массандры» расположено среди сосновых лесов (а философы Плутарх и Теофраст приписывали сосновым лесам, находящимся в соседстве с виноградниками, свойства придавать вину особый мягкий вкус). Виноградники «Массандры» расположены на землях восьми виноградных хозяйств объединения, которые раскинулись на узкой прибрежной полосе от Алупки до Судака. Несколько совхозов имеют свои собственные цехи по разливу вина, но наиболее качественные вина выдерживаются и разливаются именно на Головном заводе.
—6—




Из верхнего этажа старого завода экскурсия спускается вниз. Здесь все стены покрыты благородной «винной» плесенью, которую очень просят не трогать. Уже тут царит дивный винный запах.
—7—




С лестницы, проходящей через старую башню (её я показывал самой первой фотографией) мы выходим во двор и видим башню нового завода. На самом деле сейчас под нами тоже располагаются подвалы :), которые мы ещё посетим.
—8—




Взгляд назад, на старую башню, из которой мы только что вышли.
—9—




Несколько исторических артефактов.
—10—




—11—




—12—




—13—




Здание, повторюсь, было построено в 1894 году.
—14—




Из центрального двора открываются замечательные виды на горы. Вот хребет Баланын-Каясы, которым я спускался в свой недавний поход.
—15—




А слева от новой башни видны отроги Иограф (слева) и Кизил-Кая (справа).
—16—




После посещения центрального двора и порции интересной информации группа входит в Главный (Голицынский) подвал. На фото — его центральная (соединяющая) галерея.
—17—




По стенам висят исторические материалы.
—18—




Вид на одну из галерей подвала. Напомню, Главный подвал состоит из 7 веерообразно расходящихся галерей длиной по 150 метров. Конечные участки галерей находятся на глубине примерно 50 метров и имеют вентиляционную шахту. Здесь в относительно небольших бочках выдерживают сладкие вина, которыми так славится «Массандра».
—19—




А вот другая галерея, тут уже в бутылках выдерживают коллекционное вино. Вино, разлитое непосредственно в год сбора урожая называется молодым; как правило, столовые, (полу)сухие и полусладкие вина не подвергаются выдержке (хотя есть и исключения). Если же вино выдерживается в бочковой таре от 2 до 5 лет (в зависимости от типа и технологии), то оно называется марочным. Для получения коллекционного вина его разливают в бутылки, закупоривают их и выдерживают в условиях винного подвала ещё не менее 5 лет. Время от времени (раз в 15-20 лет) каждую бутылку коллекционного вина переупаковывают: меняют пробку, чтобы та не забивалась винным камнем, а вино могло «дышать» и продолжать развиваться. При этом из каждой партии берут пробы для оценки состояния вина. Понятное дело, что чем вино старше, тем оно ценнее.
—20—




Вид на святая святых энотеки «Массандры»: в этой галерее хранятся наиболее старые и ценные образцы. Сейчас сюда не впускают, но в середине 2000-ых мне удалось тут побывать. Можете, кстати, посмотреть на мои тогдашние фотографии в википедийной статье Винодельческий_комбинат_«Массандра» (четыре тамошних фотографий кроме самой первой и двух последних были сделаны мной). Вот, в частности, ссылка на мою тогдашнюю фотографию самого ценного экземпляра энотеки, «Херес де-ля Фронтера» (1775 год).
—21—




Ещё одна галерея, в которой выдерживаются коллекционные вина, ведёт в новый подвал, располагающийся прямо под центральной площадью, на которой мы уже были.
—22—




Относительно свежий экземпляр.
—23—




А вот уже вино постарше. Видно, что более старые бутылки покрываются приметным слоем благородной пыли и плесени. Это «покрытие» специально не отмывают, даже при продаже такую бутылку стараются оставлять в первоначальном виде: это служит одним из доказательств и признаков возраста вина.
—24—




Ещё одна ниша с коллекционным вином.
—25—




А вот то же вино, только заложенное на 28 лет раньше.
—26—




Мы входим в цех выдержки портвейнов (если кто не знал, я предпочитаю креплёные вина, в частности, портвейны, так что этот цех — моя любимая локация на экскурсии по «Массандре» :)). Под потолком видны разнообразные трубы, по которым вино и виноматериалы перегоняют из одного цеха в другой.
—27—




А вот и сам цех. Напомню, он располагается прямо под центральной площадью винзавода.
—28—




В этих бочках (их тут явно больше сотни) портвейны выдерживаются в течение нескольких лет.
—29—




С течением времени внутренняя поверхность бочек покрывается винным камнем, так что их необходимо временами чистить. Это нелёгкий труд: человек относительно мелкой комплекции должен забираться в бочку и вручную счищать образовавшийся на стенках осадок. Работают в противогазах, но всё равно делают перерывы через каждые 20 минут.
—30—




Маркировка на одной из бочек. Дал — это декалитр (десять литров), Т. к. — титруемая кислотность (мера общего содержания различных кислот в вине/виноматериале; основной из этих кислот является, по понятным причинам, винная, иначе именуемая диоксиянтарной или тартаровой.
—31—




Там-сям вдоль экскурсионного маршрута встречаются забавные артефакты, посвящённые 70-летию Победы. Кому как, а мне наблюдать их было странно.
—32—




Вот ещё один (мы возвращаемся на исходный этаж, с которого и начиналась экскурсия).
—33—




Ну и, наконец, сама дегустация, на которой предлагают 9 образцов (в десятом бокале — просто вода). При винной дегустации образцы пробуются в порядке повышения содержания сахара, то есть, начинают с наиболее сухих вин, а заканчивают уже десертными. Все эти вина я довольно хорошо знаю :), но всегда приятно попробовать их ещё раз в необычной обстановке; напевы нашего экскурсовода делали дегустацию особо душевной и интересной.
—34—




Вот и ещё раз наш экскурсовод на прощание :). Не знаю, когда именно, но я сюда ещё вернусь! Ещё раз напомню, что данная экскурсия вполне стоит посещения.
—35—




В качестве бонуса — две панорамы (по клику они откроются в полном размере, рекомендую!). На этой — старое здание завода.
—Панорама1—




А на этой — новое.
—Панорама2—




Спасибо за внимание! Приятных дегустаций и слава вину! :)

Tags: крымские походы, личное, приятности, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments