Павел Можаев (mevamevo) wrote,
Павел Можаев
mevamevo

Category:

Пещера Иограф над Ялтой, Ялтинская яйла и спуск по Лапата-Богазу

Завершаю свой рассказ о недавнем походе. Предыдущую часть рассказа (подъём из Ялты по Иографу / Узенбашской тропе), если кто пропустил, можно увидеть тут.

Итак, незадолго до выхода на яйлу я ненадолго сошёл с основной тропы направо, чтобы посетить пещеру Иограф (если быть совсем точным, данная пещера именуется у археологов Иограф I, так как несколько западнее от неё имеется ещё одна совсем небольшая пещера Иограф II; в следующий раз постараюсь найти и её). Пещера эта не особо большая, представляет собой один зал длиной, по разным данным, то ли 10, то ли 18 метров (я лично не измерял), шириной — 10-12 метров, высотой — 8 метров, с общим объёмом около 700 м3. Сама по себе пещера малоинтересна: ну, пещера как пещера, обычные для пещер натёки и сырость, никакой особой красотой пещера эта похвастать не может. Однако, она интересна тем, что в ней в Средние Века функционировал христианский храм; из краеведческой литературы конца XIX — начала ХХ веков (первые более-менее серьёзные археологические исследования данного двухпещерного комплекса принадлежат к тому же периоду) известно, что в большой пещере располагался храм, в другой — келья или молельня; в окрестностях комплекса находилось и кладбище. Время создания данного комплекса разными исследователями оценивается по-разному: от VIII до XIII веков (вероятней — X-XII века). Культовое значение комплекс потерял, вероятней всего, не позднее начала XIX века. Последние более-менее основательные исследования этих пещер были осуществлены сначала в конце 1990-ых годов, а потом в начале 2010-ых. В пещерах и в непосредственной близости от них было обнаружено множество археологических находок. С конца XX века пещера, к сожалению, всё больше и больше превращается лишь в удобную туристическую стоянку. Вот такой вот конспект/эпикриз.

Поскольку я мало смыслю в археологии, а горами интересуюсь больше с географической, чем с исторической точки зрения, не буду больше утомлять вас своими рефератами, а просто дам ряд ссылок для интересующихся. Наиболее достойный доверия и наиболее детальный источник: научная статья «Средневековый пещерный комплекс хребта Иограф над г. Ялтой» (Н. П. Турова, Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. 6. 2014 г.). Чтобы ознакомиться с текстом статьи (и, при желании, скачать его), нужно кликнуть по «ЧИТАТЬ СТАТЬЮ».

[Резюме этой статьи, если желаете]Средневековый пещерный комплекс над г. Ялтой расположен на высоте около 1250 м. над уровнем моря. Он состоит из двух пещер Иограф I и II. В первой из них некогда располагался храм, известный по рисункам художников конца XIX — начала XX вв., во второй пещере — «малой», по словам краеведов, была «келья» или «молельня», «место древнего поселения».


В результате археологических раскопок 2011—2013 гг. внутри пещеры Иограф I удалось локализовать остатки храма и исследовать естественную нишу, находящуюся между южной стены храма и восточной стены пещеры. Здесь на скальной поверхности обнаружены прочерченные изображения крестов и надписи, а в культурном слое найдены многочисленные предметы личного благочестия, украшения, детали этнографического костюма, фрагменты церковной утвари и пр. Эти материалы свидетельствуют о том, что ниша была особо почитаемым местом и использовалась для вотивных приношений. При исследовании пещеры Иограф II также найдены украшения, предметы личного благочестия.

Пещерный христианский комплекс хребта Иограф является уникальным археологическим памятником, своеобразным христианским святилищем, вокруг которого собрано множество легенд и преданий. Это единственный из известных в южной части Крымских гор и Южного Берега Крыма христианский пещерный комплекс.


Анализ полученных материалов из пещер позволяет выделить пять этапов в истории средневекового христианского комплекса, начавшейся в X (XI?) — XIII вв. и продолжающейся до наших дней.

Из более кратких и популярных ссылок для краткого ознакомления могу привести следующие: раз, два, три (смотреть ближе к концу записи). Смотрите также весьма интересное видео об этой пещере: https://www.youtube.com/watch?v=KO5813R5qXU (и красиво/качественно, и познавательно!).

Дальше пойдёт уже мой личный рассказ о пещере и о продолжении похода. На заглавной фотографии — фрагмент пещеры Иограф. Это «нынешний алтарь» храма, но весьма сомнительно, что алтарь действительно располагался здесь, т. к. данная стена является юго-западной, а вовсе не восточной.



Обрывы скал над тропкой к пещере.
—1—




Сама тропка.
—2—




С тропки к пещере уже хорошо видны не только вершина Демир-Капу (далёкий голый холм правее центра снимка), но и мой любимый Кемаль-Эгерек (четвёртая вершина Крыма, слабо выдающийся далёкий холмик чуть левее центра снимка).
—3—




Скальные навесы над тропкой.
—4—




Вход в пещеру Иограф. Каменная кладка перед ним — свежий артефакт, оставшийся после исследований начала 2010-х годов.
—5—




Кострище перед входом.
—6—




Внутреннее убранство пещеры. Как я уже говорил, пещеру относительно недавно перекопали археологи (и это хорошо!). Безусловно, здесь хватало и «чёрных археологов». В результате ничего особенно красивого или интересного пещера из себя, увы, не представляет. Внутри всё довольно загажено. Никакого «святого духа» я лично внутри не ощутил.
—7—




—8—




У северо-западной стены имеется небольшая естественная ванночка, в которую стекает вода (вероятнее, просто конденсирующаяся на стенах, чем идущая из какого-либо источника). Рядом имеются стаканчики и кружка. Запас воды небольшой, но в экстремальной ситуации он кому-то вполне сможет помочь. У меня был большой запас, так что эту воду я не пробовал.
—9—




Ещё пещера.
—10—




—11—




Потолок.
—12—




Внутри, как я уже говорил, довольно загажено. Вот остатки кострища.
—13—




А вот и вообще какой-то мусор.
—14—




Вид на современный «алтарь». Повторюсь, что данная стена пещеры обращена на юг — юго-запад, так что «алтарь ненастоящий»! :) Печально, однако, что даже этот ненастоящий алтарь на довольно большой высоте исписан всякими глупыми надписями. Их создателям приходилось как минимум садиться/вставать на плечи друг друга. Вот и откуда у людей находится столько дурости?! Не понимаю...
—15—




Импровизированный алтарь, сложенный из камней. На алтаре находится несколько когда-то горевших свечек и немного денег.
—16—




Взгляд вверх, в одну из уходящих ввысь шахт.
—17—




Прощальный вид на вход. Повторюсь: ничего особо интересного сама по себе пещера в нынешнее время не представляет. Заслуживает визита разве лишь как географический объект. Религиозные натуры, разумеется, могут посетить её и как исторически-культовую достопримечательность.
—18—




Вид с тропки к пещере вниз на ущелье Темиар, которым я спускался в свой предыдущий поход.
—19—




После посещения пещеры я возвращаюсь к верхней части тропы и выхожу, в итоге, на Ялтинскую яйлу. Нужно сделать традиционную фотографию. Шорты на штаны я поменял ещё в средней части подъёма, но специально для любителей моих «звёздных шорт» сделал это придурковатое фото :). Было ветрено, в шортах я мёрз бы, так что прошу принять меня таким, как есть :).
—20—




Дальше пойдёт уже Ялтинская яйла.
—21—




—22—




На западе видна вершина Ай-Петри с её зубцами. Я уже нахожусь несколько выше.
—23—




Яйла-яйла...
—24—




Если кто не знал, сообщу, что геотермин «яйла» (в Крыму так традиционно называются относительно плоские вершины Главной гряды) этимологически происходит от общетюркского «яй», что значит «лето»: в прежние времена яйлы использовались в качестве летних пастбищ для скота.
—25—




Разные крымские яйлы по-разному покрыты лесом. На, скажем, Гурзуфской яйле или на Бабуган-яйле деревьев очень мало (они являются и самыми высокими яйлами). На Ялтинской же яйле там-сям имеется достаточное количество сосняков (хотя «яйлинский простор» уже и тут весьма хорошо ощущается). Вот, молодые сосенки тоже подрастают. Имеющийся древесный покров яйлы играет важную роль в регуляции водного режима значительной части Крыма: чем больше леса, тем сильнее снег будет задерживаться на яйле (что позволит более длительно и равномерно использовать зимнюю влагу в течение тёплого сезона). Именно этими соображениями продиктован заповедный статус яйл (в прежние времена скот истощал почву), а также былые попытки (когда более, когда менее удачные) искусственного насаждения сосен на яйлах.
—26—




Ещё яйла...
—27—




У южных оконечностей яйлы встречаются лиственные деревья (справа). Но в целом, яйла — это царство трав с вкраплениями хвойных. Наибольшую красоту яйла приобретает в первой половине лета, когда всё травяное многообразие находится в самом соку. Покажу ещё, дайте время :).
—28—




—29—




В одном-единственном месте (под соснами, см. выше о роли древесного покрова в регуляции водного баланса) обнаружились небольшие лепёшки снега...
—30—




Взгляд назад (на запад) при подъёме на очередную небольшую вершину.
—31—




Незадолго до спуска Лапата-Богаз (я иду на восток) яйла очень сужается. Не составляет никакого труда, слегка свернув влево, достичь её северных склонов, откуда открываются замечательные виды на север и северо-запад. Увы, тут дул уже напрочь сильный ветер, было очень холодно (я даже пайту надел, снял её уже на спуске), так что в рассказ войдут лишь два снимка с этой точки. Вблизи видно Счастливенское водохранилище; вдали (чуть правее центра снимка) — Загорское. Оба эти водохранилища снабжают Большую Ялту пресной водой.
—32—




Вид немного левее. Слева видны оконечности массива Бойка.
—33—




Вид на северо-восток. Спуск к ложбине (Лапата-Дере, полагаю), в которой начинается (направо) спуск по тропе Лапата-Богаз.
—34—




Тропа к спуску (от основной грунтовки) хорошо промаркирована приметными каменными турами. Эти кучки камней позволяют найти спуск с яйлы в тумане и зимой.
—35—




Непосредственное начало спуска тропой Лапата-Богаз красиво украшено многочисленными «пятнами» можжевельника казацкого.
—36—




Вид на восточную часть Ялты с уступа Лапата-Богаза.
—37—




Погода опять начинает портиться. К счастью, до дождя дело не дошло.
—38—




Свиньи и тут ходят. Вот, блин, не понимаю. Если ты уж тащишь сюда полную банку/бутылку, что тебе мешает, убогому, спустить уже пустую банку/бутылку вниз? Ну, не мудила ли ты, бросивший тут эту банку?!
—39—




В верхней части спуска по Лапата-Богазу время как будто застыло. Тут по-прежнему поздняя осень...
—40—




—41—




Тропа выводит на т. н. Большую Лапатинскую поляну (основная её часть находится левее; название неоднозначно, отдельные источники называют её и Малой Лапатинской поляной, но не суть важно). Начало спуска с яйлы виднеется в приметном понижении чуть левее центра снимка.
—42—




От вышеобозначенной поляны вниз ведёт вполне капитальная и довольно мягкая (и поэтому — довольно длинная) серпантинистая лесная дорога. На небольшом (порядка 300 метров) ответвлении к северу можно дойти до небольшого родничка (ранее я, возможно по ошибке, упоминал его как Текнелер, сейчас нахожу в сети упоминания его под названием Буюк-Лапата). Со времени моего последнего посещения чуть ниже источника вырыли небольшой водоём для запасания воды. Водоём несерьёзный, для тушения пожаров сгодится мало, но, как говорится, лучше уж хоть что-то...
—43—




Сам родничок живой, но для начала апреля — весьма слаб. В прошлые визиты он казался мне более активным. Вероятно, виновата относительно малоснежная зима.
—44—




Далее спуск переходит в весьма мягкую и накатанную серпантинистую (и поэтому — довольно длинную) лесную дорогу.
—45—




На спуске встречаются следы былых пожаров.
—46—




Спуск не особо зрелищный, красивые виды с него уже не открываются. Но сам лес весьма красив.
—47—




—48—




Фрагмент дороги, буквально усеянный цветочками.
—49—




Какая-то речушка.
—50—




В конце концов лесные пути выводят на асфальтовую дорогу, которая приводит меня в Васильевку (северный пригород Ялты). Вид на хребет Иограф, которым я поднимался.
—51—




Когда я уже дошёл до дома, яйлу опять капитально затянуло облаками. Тут походу и конец! :)
—52—




Напоследок — две панорамы. На первой — вид со средней части подъёма по Иографу на почти что всю Ялту. По клику картинка откроется в полном размере.
—Панорама1—




А тут — широкое фото со смотровой площадки в верхней части подъёма. Вид на восток.
—Панорама2—




Совсем уж напоследок — след/трек моего похода, каким его видит ГуглЗемля. Я шёл слева направо (по часовой стрелке). Два заметных отворота направо — это отвороты к пещере Иограф и к роднику Буюк-Лапата. В общей сложности от начала подъёма до дома я нашагал 26 километров. Максимальная достигнутая высота — 1328 метров. Хребет-отрог, находящийся между «моими» подъёмом и спуском, — Кизил-Кая.



Спасибо за внимание!


Это третья запись о походе Иограф — Ялтинская яйла — Лапата-Богаз (2 апреля 2016 года). См. также:
* 1. Грусть в горах
* 2. Хребет Иограф
* 3. Пещера Иограф над Ялтой, Ялтинская яйла и спуск по Лапата-Богазу

Tags: Ялта, крымские походы, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments