Павел Можаев (mevamevo) wrote,
Павел Можаев
mevamevo

Category:

Список междометий на эсперанто // La listo de Esperantaj interjekcioj

      eo:
En ĉi tiu blogero mi provis kolekti la plej konatajn kaj pli-malpli uzatajn interjekciojn. La komentoj kaj klarigoj estas nur ruslingvaj; se la listeto iom «fiksiĝos» kaj estos akceptita de la publiko, mi aranĝos ĝin ankaŭ kun la Esperantaj komentoj. Faru aldonojn kaj korektojn laŭbezone! Vidu ankaŭ la jam faritan liston de la bestoblekaj son-imitoj kaj ankaŭ la liston de son-imitoj de malviva naturo.

      ru:
В данной записи я постарался собрать «единым списком» наиболее известные и «устоявшиеся» междометия на эсперанто. В качестве базы для этого списка я использовал NPIV, PAG, собственный опыт и ряд сетевых источников. Отдельные варианты встречаются и используются чаще, отдельные — реже, но в целом список довольно «каноничен». При наличии нескольких вариантов, в первую очередь (первой строкой) я привожу те, что по ряду причин кажутся мне предпочтительными. Вразумительная критика и уточнения/дополнения приветствуются.

Эсперантистам (особенно начинающим и progresantoj), имхо, данный список будет полезен. Неэсперантистам же, возможно, будет интересно узнать, как на эсперанто звучат выражения вроде «Блин!» или «Итить-колотить!» :). Если кто пропустил, уже опубликован список звукоподражаний для различных животных и нечленораздельных человеческих звуков (см. тут), а также перечень звукоподражаний для звуков неживой природы (см. тут).

На эсперантоПояснениеРусский аналог
Побудительные междометия (призывы и отгоны)
Baj-baj! Lu-lu! Lu-li-lu!
колыбельная, успокоить младенца
Баю-бай!
Bis!
призыв повторить
Бис!
Brave!
возглас одобрения
Браво!
Ĉip-ĉip
подозвать цыплят
Цып-цып
Ĉit!
Tsss! Ŝŝ!
просьба замолчать
Тссс!
Ek!
побуждение к действиям
Давай! Вперёд! Поехали!
Ek-ek-ek!
Rap-rap-rap!
побуждение к более быстрым действиям
Давай-давай!
For!
общий «отгонятельный» призыв
Вон! Прочь! Долой!
Ha lo!
при поднятии телефонной трубки, чтобы привлечь внимание прохожего и т. п.
Алло! Эй!
Halt! Haltu!
призыв остановиться
Стоять! Стой!
He!
Lo!
обратить на себя внимание
Эй!
He ho! Hej ho!
Hej!
более сильный призыв
Эй! Эй-эй! Эгей!
Help! Helpu! Helpon!
призыв о помощи
На помощь! Караул!
Hoj! Ho hoj!
призыв у моряков
Эй там!
Hola! Ho he! Ho vi ho!
для подзывания издалека
Эй! Ау!
Hop!
побуждение к прыжку
Гоп! Але-оп!
Ho ruk!
призыв к совместному усилию
А ну раз! Давай! Эй, ухнем!
Hot! Hoto!
ускорить лошадь, отогнать корову и т. п.
Но! Нну! Пошла!
Huŝ!
Tju!
отогнать птицу, собаку и т. п.
Кыш! Брысь!
Ks-ks!
подозвать кошку
Кис-кис!
Stop!
остановить машину, прекратить движение
Стоп!
Tpr!
остановить лошадь
Тпру!
Ts! Ts!
подозвать мальчика, официанта, продавца газет и т. п.

Uhu! Hu hu!
для тихого подзывания вблизи

 
 
Междометия для выражения эмоций
Aĉ!
более-менее нейтральная форма для выражения внезапной боли, неудачи
Блин! Чёрт!
Aha!
что-то заметили/поняли
Ага!
Aĥ!
удивление, восторг; сожаление
Ах!
Aj! Oj!
Huj! Aŭ!
внезапная боль
Ай! Ой!
Aj-aj!
живая радость
Ах-ах! Вай-вай!
Amen
религиозное; также выражение согласия
Аминь
Ba!
выражение удивления
Ба! Да ну!
Baf!
выражение недовольного смирения, согласия

Bas!
выражение неодобрения, несогласия
Ну! Фигня!
Be!
выражение затруднения, запутанности, сложности
Эээ...
Brrr
холодно
Бррр...
Dirlididi!
неприятие всерьёз того, что было сказано
Фигня! Ерунда!
Ehe!
что-то уловили, поняли
Эге!
Eks!
желание избавиться от чего-либо
Да ну на фиг! В печку! В топку!
Ej!
выражение сомнения, мягкого неодобрения
Ну! Что ты!
Fek! Merde!
грубая форма выражения сильной досады, неудовольствия
Чёрт! Твою мать!
Fi!
неодобрение, презрение, чувство тошноты
Фу! Фи!
Fik!
более грубая форма выражения сильной досады, неудовольствия
&ля!
Fu!
Uf!
усталость
Ффу! Уф!
Ha!
выражение удивления
Опа! Ух ты!
Ha-ha-ha
смех, ирония
Ха-ха-ха
Haleluja!
религиозное
Аллилуйя!
Hej!
поддерживающее междометие, возглас одобрения
Да! Эй-эй! Давай-давай!
Hm!
удивление, желание возразить или обратить на себя внимание
Гм!
Hi-hi
смешок, нервный смех
Хи-хи
Ho!
живость чувств, широкий спектр значений
О! Ох! Ой!
Hosana!
религиозное
Осанна!
Hura!
клич в атаке; выражение живой радости и одобрения
Ура! Да-да!
Kacen!
грубая форма отказа или грубое требование уйти
На*уй!
Kaco de boaco!
живая и грубая форма выражения крайнего удивления или разочарования
Итить-колотить!
Kraĉ!
сожаление или неудовольствие; также звук плевка
Тьфу!
Nu
В общем случае — побуждение к вниманию (обращение внимания на то, что последует что-то важное). Много разных функций, например: желание окончить разговор («ну, пока»); призыв к поддержанию разговора («ну, расскажи что-нибудь»); вводное слово, призванное поддержать нить разговора («ну, я лично считаю...»); выражение нетерпения и проч.
Ну
O ho! Oho!
удивление
Ого!
Oj!
лёгкое сожаление
Ой!
O kej!
согласие
О-кей!
Pa, pa, pa
беззаботность
Тра-ля-ля, па-па-па
Ve! Ho ve!
возвышенное выражение сожаления или боли
Увы! Ах, увы!
Vivu!
радостное приветствие, пожелание процветания, успеха
Виват! Да здравствует!


С полным перечнем моих эсперантологических заметок можно ознакомиться тут.

Tags: en esperanto, умности, эсперанто
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments