Павел Можаев (mevamevo) wrote,
Павел Можаев
mevamevo

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Гидрографическая экспедиция удалась! :)

В субботу 23-го мая я опять ходил сам с собой в капитальный поход. Вышел из дома довольно поздно, аж в 11 утра, поднялся на яйлу, открыл для себя по картам и описаниям три родника (вот почему мой походик можно гордо назвать гидрографической экспедицией :)), выпил около 5 литров воды (три литра минералки взял с собой, по пути пополнял запасы в каждом из трёх родников, так что ещё и домой притащил чистой водички), вернулся домой около половины восьмого, довольно устал, но очень доволен. Фотографий понаделал от души, отобрать самое-самое было довольно сложно, но я постарался. Ниже - две фотки для затравки, остальное под катом, так как этого остального довольно много. Если будете смотреть, будьте осторожны с трафиком (если связь не очень, то наберитесь терпения; скромно надеюсь, что оно того стоит)! Все фотки должны быть кликабельны.



По фотке сказать трудно (так как снималось с автоспуска фотоаппаратом, который лежал на земле), но я стою в метре от южного обрыва Ялтинской яйлы. За мной - Ялта и море.


Вид с Ялтинской яйлы на отрог Баланын-Каясы и собственно Ялту. Я на высоте где-то 1400 метров над уровнем моря.



Итак, план похода созрел достаточно поздно, буквально в пятницу, когда выяснилось, что моё любимое колено всё-таки передумало болеть (а в четверг собиралось, но я принял меры), а погода будет хорошей. Со мной был фотоаппарат, любезно одолженный мне дуалом Андрюшей, несколько карт (малополезных, если честно, так как в деталях даже свежие полукилометровки врут безбожно) и распечаток с сайта Неизвестный Крым (а вот это было уже намного лучше; по тамошним указаниям я легко нашёл три родника, которые по карте не нашёл бы даже Шерлок Холмс), так что я чувствовал себя непобедимым. Накануне я около часа воевал с Гуглевыми картами, пытаясь наметить маршрут, которым легче всего можно было бы выйти на дорогу, ведущую к очистным сооружениям, расположенным непосредственно в лесной зоне (от той дороги я примерно представлял, куда идти). Как оказалось, Гугль тоже врёт или, во всяком случае, подаёт устаревшую информацию. То, что я принимал за лесные дороги, оказалось, к примеру, непроходимыми речными балками. В общем, поплутать немного пришлось, конечно.

Но, тем не менее, я прорвался. На первой картинке очень примерная схема моего походика. Дошёл до поворота обводной дороги (где газозаправочная станция), поднялся вверх вдоль русла речушки Бал-Алма, потом углубился в лес, несколко переуглубясь влево, вышел на дорогу, с неё пошёл ещё выше в лес, опять несколько поплутал по ежевичным зарослям, вышел на дорогу, ведущую на большую Лапатинскую поляну, по проходу Лапата-Богаз вышел на яйлу, дошёл до её северного склона к вершине Оксек-Бурун, вернулся на южный склон, пошёл на восток к проходу Стиля-Богаз, по которому и спустился в Васильевку. Вышел из дома в 11.00, вернулся в 19.30.
 
На фотографии справа - общий вид на горы. Я вышел на яйлу примерно там, где волна леса левее от центра снимка подступает непосредственно к вершине, а спустился около самой правой границы снимка, обойдя слева большую проплешину (след былого пожара) в правой части снимка.

Перед выходом, разумеется, затарился. Взял с собой 3 литра минералки, рогалик, кусок сыра, полкольца какой-то колбасы типа краковской и шоколадку для экстренной борьбы с гипогликемией. В магазине меня безбожно обсчитали (процентов на 20), но я не стал ругаться (хотя, блин, надо было!).
 
Скоро я вошёл в сосновый лес. Там обалденно пахнет слежавшейся хвоей и очень тихо. Непосредственно перед входом в лес я пересёк поле, на котором какой-то пацанёнок наблюдал, как пасётся несколько лошадей. Одну из них я обошёл на расстоянии нескольких метров; пацан подбегает ко мне и "радует": "А эта кобыла вообще-то очень брыкастая, и как это она Вас не лягнула?". Я говорю: "У меня карма хорошая, чего меня лягать?". Добрый мальчик...

 
Отрог, по которому идёт дорога, которой я поднимался (к слову, вышел я на неё не сразу, минут 30 бесцельно плутал по бездорожью и уже даже был морально готов возвращаться; из чего я вынес важное правило: иди хорошей дорогой, даже если кажется, что она идёт "не туда"), ни на одной карте не подписан и даже не везде явно прорисован. Однако, он довольно хорошо выражен. По его склонам идёт неплохая (но и не хорошая, засыпана щебнем и шишками, так что идти не очень удобно) дорога, которая выводит на большую Лапатинскую поляну. Этой дорогой я и поднимался. На фотографии - вид на соседний (с запада) отрог Кизил-Кая ("Красная скала").

 
Прикольное дерево. Примерно на этом этапе я подобрал себе палочку-подпиралочку, с которой прошёл весь путь.

 
А это - вид на яйлу, куда я и иду. Я поднимусь несколько левее, на фото видно, как отрог, по которому я поднимаюсь, уходит налево.

 
Поднимаясь по дороге, я - сам был в шоке! - увидел двух живых косуль. Они, разумеется, сразу кинулись прочь, одна сразу исчезла из вида, но другую я сфоткал. Вот уж не ожидал, честное слово! Живы ещё горы...

 
В 13.30 я дошёл до так называемой большой Лапатинской поляны. Она располагается на высоте около километра над уровнем моря, и от неё начинается проход Лапата-Богаз. Названа по близкой вершине Лапата, на которую я ещё поднимусь. На поляне дорога кончается, начинаются козьи тропы. Отсюда до яйлы, если мерять по прямой - лишь около 700 метров, но подъём довольно суровый, поэтому подниматься придётся аж 40-45 минут. Однако, до этого "окончательного подъёма" я ещё сделал одно небольшое открытие.

 
Всего лишь метрах в 200 от Лапатинской поляны располагается родник со странным названием Текнелер. Странным, так как с крымскотатарского название означает "корыта", тогда как никаких корыт там нет и в помине. Струйка не слишком сильная, но сайт, о котором я уже говорил (Неизвестный Крым, рекомендую!), уверяет, что родник круглогодичный. Вода в нём вкусная, я набрал 2 литра (так как одну бутылку минералки уже опорожнил) и пошёл дальше. В лужице около родника живёт как минимум одна лягушка. И как они туда добираются? Самозарождаются что ли?

Точно знать расположение родников очень важно. Если планируется стоянка/ночёвка, то понятно, что это нужно делать у источника воды. Да и для моих однодневных походов это большое подспорье - можно хоть немного меньше груза на горбу тащить. В общем, своим открытием я доволен, как слон.

 
Через 45 минут подъёма я вышел на кромку яйлы (на фотографии видны уступы т.н. Лапатинской стены, она идёт от прохода Лапата-Богаз на восток). Тут я уселся в тень сосенки и сделал привал-пикник.

 
Килограмм счастья на фоне Ялты :).

 
А вот и моя скромная трапеза. Никаких изысков, но на высоте свыше 1300 метров над уровнем моря всё это просто безумно вкусно.

Здесь же я сделал и фотографию, вынесенную в самое начало записи. Вернитесь, если уже забыли :).
 
Откушав и отдохнув, я пошёл на восток по направлению к вершине Лапата (по яйле идёт грунтовая дорога прямо вдоль южной кромки). На небольшом расстоянии от вершины находится вот этот памятник (можно почитать, что и как там приключилось). Плохо, конечно, так отзываться о людях, которых совсем не знаешь, но мне всё же трудно поверить, что в группе из 11 человек (плюс один провожатый, каким бы "шакалом" он ни был) в октябре месяце (пусть и ночью) на яйле смогли насмерть замёрзнуть 3 человека - и во всём виноват лишь один руководитель. Да просто сбившись в кучу и накрывшись всем, что только есть, ночь на плато пережить вполне можно (ну, про отсутствие связи и ума я не говорю уже, конечно). Терзают смутные сомнения, что народ встал на ночёвку и лёг спать, капитально бухнув водоньки для согрева; а под этим делом замёрзнуть за ночь - не фиг делать. В любом случае, с горами нужно быть осторожнее. До регистрации своих однодневных походов в КСС я, конечно, ещё не дошёл, но на всякий случай номера спасательной службы в мобильник вбиты - ночевать на яйле против своей воли не останусь...

 
Это вид с вершины Лапата на западную часть яйлы. На самом переднем плане просматривается краешек хребта, по которому я поднялся, за ним идёт Кизил-Кая, за ним Иограф, у самого горизонта слева - Могабинский хребет, а в самой дали видны зубцы Ай-Петри.

Гора Лапата, если верить картам, имеет высоту 1406 метров, а её название, если верить кой-каким сетевым источникам, происходит от греческого слова, означающего "лебеда".

Осмотревшись и немного передохнув, я решил отклониться от первоначально задуманного маршрута и всё-таки пересечь яйлу, чтобы добраться до её северного склона. Расстояние вроде и небольшое (минут 20 ходу), но поскольку яйла не слишком ровная, то я всё-таки притомился.

 
Вот это - более-менее типичный ландшафт Ялтинской яйлы. Редкая растительность, скальные уступы. Летом будет капитальное разнотравье, а сейчас земля хоть и не голая, но какая-то ещё пустая. В некоторых местах под скальными уступами большими пятнами ещё лежит снег.

 
А это я уже на вершине Оксек-Бурун, которая располагается у самой северной кромки плато прямо напротив Лапаты. Гора эта высотой 1395 метров, название с крымскотатарского переводится как "высокий мыс". Её северные склоны почти обрывисты, а с них открывается такой классный вид, что я ничуть не пожалел, что тащился сюда. На этой фотке - одинокое деревце на фоне яйлы (вид на запад).

 
Если посмотреть с Оксек-Буруна на запад-северо-запад, то шикарно виден Бойковский массив (вершины слева направо: Куш-Кая (1082 м.), Караул-Кая (1134 м.) и Сотира (1172 м.)).

 
А если посмотреть на север, то открывается умопомрачительный вид на вершины внутренней гряды (чёрт, сколько читал про эти три гряды, но никогда не видел ни внутренней, ни внешней :)) и на два водохранилища: слева - счастливенское, а в центре - Загорское. Из этих водохранилищ воду пьёт всё Ялта (вода идёт самотёком через 7-километровый туннель, проделанный прямо в толще горных пород).

 
А это я на Оксек-Буруне собственной персоной (вид на северо-восток).

Отдохнув и нафоткавшись (там было сделано ещё несколько фотографий, которые я сюда не включил, пытаясь сэкономить Ваш трафик), я пошёл обратно к южной кромке яйлы, а потом вдоль неё на восток. По пути я поднялся на наивысшую точку своего пути - вершину Джады-Бурун (1422 м., "джады" на крымскотатарском означает "ведьма", "колдун"). Нужно было найти так называемый Стильский перекрёсток, от которого в Ялту ведёт тропа Стиля-Богаз (всё названо по реке и вершине Стиля, чьё название идёт из греческого и означает "столб"). Начало тропы я нашёл по двум турам, но прошёл несколько дальше, чтобы соориентироваться на будущее. Приметная полоса, идущая по начальной части хребта Баланын-Каясы (вид на него с его же вершины представлен на другой фотографии, вынесенной в начало записи), оказалась вовсе не дорогой, а следом от засыпанного газопровода, который спускается с яйлы в Ялту. Сделав несколько снимков, я стал возвращаться назад, спускаясь по сначала почти голому склону на тропу Стиля-Богаз.

 
В самом начале спуска я сделал пару фоток, которые с небольшой натяжкой тянут даже на что-то околохудожественное. Вот, например, всё, что осталось от бывшего ретранслятора (сохранился фундамент и несколько столбиков ограды).

 
А вот вид на одинокое дерево на склоне, череду хребтов и Ялту где-то внизу-внизу.

 
Чуть ниже по тропе склон покрыт вот таким вот сухостоем. Он очень-очень старый, поваленные стволы буквально рассыпаются под ногами.

Довольно скоро тропа сливается с газопроводной трассой, приметной, но чрезвычайно неудобной как для спуска (засыпана мелкой щебёнкой, которая так и норовит тебя уронить на пятую точку), так и, очевидно, для подъёма, так как уклон очень даже крутой. С другой стороны, у меня сложилось впечатление, что этот спуск, несмотря на крутизну, всё же удобен тем, что довольно короток. Тропа почти не делает серпантинистых изгибов, так что при хорошей физической подготовке ходить им вполне можно.

 
Минут через 20 спуска попадаем на поляну, южный край которой формирует выступ, обозначенный на некоторых картах как вершина Буюк-Кабоплу (около километра над уровнем моря). Отсюда ещё одна фотка.

 
Совсем рядом с этой поляной находится второй найденный мной родник - Кабоплу. Он чуть полноводнее предыдущего, и вода в нём такая же вкусная. Расположен относительно близко к плато, так что будем его иметь в виду.

 
Спускаясь ещё ниже, находим уникальный артефакт: на поляне к сосне привешен здоровенный отрезок трубы диаметром сантиметров в 40 с надписью "Звонить при пожаре". Это прикол такой? Или наши доблестные пожарные на звук этой трубы отзываются вне зависимости от расстояния? :)

 
Спускаемся дальше. Вскоре тропа уплощается, переходит в лесные дороги и, в конце концов (если знать, конечно, куда идти), приводит к третьему роднику с загадочным (но, очевидно, не тюркским) названием Сиготур. Родник очень полноводен и, скорее всего, работает даже летом. Чрезвычайно ценная вещь! Если подниматься этой тропой, то воды с собой можно вообще не брать, достаточно заправиться тут (родник расположен на высоте порядка 560-580 метров над уровнем моря, то есть, не так уж и близко к городу).

 
Рядом с родником оборудовано прекрасное место для отдыха со столом, стульчиками и кострищем. Разумеется, я не преминул здесь сфоткаться. Рядом с кострищем даже дрова лежали - эх, жаль, не взял с собой ни шашлыков, ни спичек :). Ну ничего, ещё вернусь сюда.

 
Папоротниковые поля.

Постепенно дорога выводит из леса, а дальше нужно полевыми дорогами выходить в Васильевку (северная часть Ялты). Спуск у меня получился довольно быстрым. Как оказалось, я вообще хожу быстрее, чем "среднестатистические" туристы: во всяком случае, примерные сроки прохождения тех или иных сегментов, представленные в одной из книжек, из которых я черпаю своё походное вдохновение, оказывались чуть ли не в полтора раза большими, чем мои показатели. Впрочем, я ж налегке был...

 
И в конце похода - опять лошади :). Лошадьми поход начинался, лошадьми он и закончился.

Интересно, наверное, что за весь день в горах я не встретил ни одной живой души (не считая двух косуль). Наверняка забыл рассказать ещё что-нибудь интересное, но оставлю хоть что-то на следующий раз. Может, выложу ещё парочку симпатичных фотографий.

В любом случае - поход удался!
Tags: Ялта, крымские походы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments