Аватара 2013

Чуфут-Кале, Тик-Кую и Балта-Тиймез

В прошлую субботу, как я уже упоминал в предыдущей записи, я посетил Бахчисарай и расположенный неподалёку пещерный город Чуфут-Кале. В общей сложности я бывал тут несчётное число раз, так что с этим местом у меня давние счёты :). Когда я был маленьким (старший дошкольный и младший школьный возраст), я почти каждые выходные в курортный сезон бывал тут вместе с мамой: она — экскурсовод и в то время возила/водила экскурсии почти исключительно сюда; экскурсия полнодневная, пристроить меня было некуда, поэтому я был вынужден приобщаться к крымской истории, о чём, впрочем, ничуть не жалею. Увы, это было давно; с тех пор я не бывал тут уж никак не меньше двадцати лет. Разумеется, никогда не вредно посмотреть на старые вещи свежим взглядом — вот я и поехал. Кроме собственно Чуфут-Кале посетил также караимское кладбище Балта-Тиймез (где никогда не бывал), а также вышел на смотровую площадку на пути к Тепе-Кермену. Ниже расскажу подробности и покажу, что увидел.

На заглавной фотографии — подходы к Чуфут-Кале.


Для начала — немного истории с географией.

Чуфут-Кале располагается буквально в паре километров от современного Бахчисарая на вершине плато Бурунчак. Юго-западнее от Бурунчака находится т. н. Иосафатова долина (балка, по сути), с северо-востока — балка Биюк-Ашлама. Плато отличается довольно высокими и крутыми скальными склонами, в связи с чем представляет собой удобное место для военного укрепления.

Первые письменные упоминания о городе, располагавшемся на этом плато, относятся к концу XIII — началу XIV веков, однако по археологическим данным первые византийские укрепления возникли здесь, вероятно, ещё в VI-VII веках. До середины XIV века (тогда укрепление было известно под названием Кырк-Ор или Кырк-Ер) укрепление постоянно подвергалось разнообразным набегам, в связи с чем население то покидало его, то возвращалось вновь. С середины XIV века начинается массовое заселение города золотоордынским населением, а в 1449 году Кырк-Ор становится резиденцией правителя Крымского Ханства Хаджи-Герая. Уже в то время значительную долю населения города составляли крымские караимы, а с переносом столицы Крымского Ханства в местечко Салачик (перенос столицы состоялся при хане Менгли-Герае Первом; Салачик располагается внизу в долине и сейчас образует восточную оконечность Бахчисарая) и переселением туда части населения именно караимы стали составлять большинство в Кырк-Оре. Именно с этим связано современное название города (распространившееся с XVII века): Чуфут-Кале в переводе буквально означает «иудейская крепость» (для крымских татар караимы, исповедующие религию, родственную иудаизму, и практикующие в богослужении иврит, были «иудеями»). Сами крымские караимы, отвергающие свою «еврейскость», в настоящее время предпочитают употреблять название Джуфт-Кале («двойная/парная крепость» — такое название идёт из того, что разраставшийся город со временем вышел за пределы оборонительных стен, в результате чего пришлось строить новую стену, а сам город оказался разделённым «старой» стеной на две половины). Ладно, не важно, как называть, лишь бы историческая суть была передана верно :).

    Руками храмы выбиты в скале,
    Прошли века и пролетели годы,
    Но помнят камни улиц Джуфт-Кале
    След малого, но гордого народа...


          — в этом стихотворении Г. Б. Ефетова передан «караимский» взгляд на историю и название Чуфут-Кале, а также весьма хорошо отражена значимость данного места для крымских караимов (о чём я ещё расскажу ниже).

Даже несмотря на перенос столицы Крымского Ханства в Бахчисарай, Чуфут-Кале продолжал пользоваться довольно привилегированным положением: здесь располагалась тюрьма для высокопоставленных военнопленных, а также государственный монетный двор. Население (бывшее, несмотря на преобладание караимов, весьма многонациональным) занималось большей частью торговлей и ремёслами. Чуфут-Кале являлся важным центром духовной жизни крымских караимов; совсем рядом с Чуфут-Кале располагается древнее караимское кладбище-святилище Балта-Тиймез. Однако, после присоединения Крыма к Российской Империи былые ограничения на допустимые зоны проживания караимов и крымчаков были сняты, в связи с чем они стали покидать город и переселяться в другие места Крыма. Чуфут-Кале мало-помалу пустеет, а к концу XIX века был покинут и заброшен практически полностью. Вот такая вот история с географией...

Путь от конечной остановки маршрутки до Чуфут-Кале составляет около двух с половиной километров. Дорога сначала идёт через облагороженную территорию Свято-Успенского монастыря (о котором я рассказывал в предыдущей записи), но потом принимает более «древний» характер.
—1—




По пути располагается старое мусульманское кладбище; тропа обходит его с левой стороны, кладбище я не посещал.
—2—




Последний рывок/подъём. Уже хорошо видны скальные обрывы плато Бурунчак и южная крепостная стена. В целом дорога до Чуфут-Кале вполне лёгкая, можно рекомендовать даже совсем малоподготовленным туристам.
—3—




На подъёме к Чуфут-Кале можно посетить удивительное гидротехническое сооружение: колодец Тик-Кую (осадный колодец крепости). На самом плато Бурунчак (где располагались город и крепость) источников воды нет, вода была привозной; её завозили от близлежащих источников (расположенных заметно ниже уровня плато и довольно далеко от крепостных стен). Однако во время осад, когда эти источники становились недоступными, использовался рукотворный осадный колодец, открытый в самом конце XX века и полностью расчищенный/оборудованный лишь к 2005 году. Его верхняя часть представляет собой вертикальную шахту диаметром от 1,8 до 2,2 метров на протяжении 27 метров от поверхности. На этом уровне от шахты наклонно вверх уходит ступенчатая галерея длиной около 120 метров (именно по ней поднимали воду). Ниже этого уровня строение шахты меняется: она расширяется до пяти метров и принимает вид винтовой лестницы, позволяющей спуститься из упомянутой уже галереи на самое дно шахты, располагающееся на глубине примерно 50 метров от поверхности. Колодец пополнялся как за счёт дождевой/талой воды, так и за счёт какого-то ныне не действующего источника, бившего прямо в шахту. Кроме того, определённое количество влаги запасалось также за счёт конденсации водяных паров воздуха, циркулировавшего в этой гидротехнической системе (в нижней её части довольно сыро).

Вход в галерею находится хоть и близко к крепости, но всё же за пределами её оборонительных стен (тех, что можно наблюдать сегодня). Возможно, в древние времена ниже уровня входа в галерею существовал ещё и дополнительный оборонительный рубеж, позволявший защитникам крепости брать отсюда воду. В любом случае, даже если определённые моменты в истории и функционировании этого сооружения остаются до сих пор неясными, экскурсия в этот колодец оставляет незабываемое впечатление! Это ж какая работа была проделана!

На фото — самое дно колодца.
—4—




Когда именно и кем именно был создан этот колодец — неизвестно. Есть предположения/допущения, что он создавался и/или использовался ещё византийцами.

На фото — винтовая лестница в нижней части колодца.
—5—




В 2002 году при раскопках около входа в галерею был обнаружен клад с более чем четырьмя тысячами монет. На фото — вид (снизу вверх) на наклонную галерею, названную первооткрывателями Алтын-Мердвен («Золотая лестница»). В названии — прозрачный намёк: «вода в Крыму — на вес золота».
—6—




На стенах галереи имеются маленькие сталактиты.

Почитать подробнее о колодце Тик-Кую можно хотя бы тут и тут. Ну, и Яндекс в помощь! :) Вход в колодец в сопровождении экскурсовода (должна набраться небольшая группа желающих, вместе со мной спускалось ещё трое) стоит 300 рублей. Рекомендую посетить. Увиденное реально стоит этих денег!
—7—




Вид на балку под склонами Чуфут-Кале (его склоны и обрывы видны слева).
—8—




Такие обрывы так просто не возьмёшь!
—9—




Оборонительная стена возле Малых Ворот крепости.
—10—




Так называемые «Малые» или «Тайные» ворота крепости. Тем не менее, основной экскурсионный маршрут ведёт в Чуфут-Кале именно через них. Эти ворота и соответствующие им оборонительные стены были построены, вероятно, не ранее XVI-XVII веков.

Вход на территорию Чуфут-Кале без экскурсионного обслуживания стоит сейчас 200 рублей. Территория городища довольно неплохо оборудована информационными стендами, так что любой посетитель, умеющий читать, вполне может обойтись, имхо, и без экскурсионного обслуживания :).
—11—




Прямо за Малыми воротами находится комплекс пещерных сооружений, который использовался, вероятней всего, как христианский монастырь или храм (возникший примерно в XII веке и прекративший своё существование в XV веке).
—12—




Вид сверху на южную оборонительную стену и на Малые ворота.
—13—




Вид на склоны. На ближнем плане — здание малой кенассы.
—14—




Как уже говорилось, Чуфут-Кале был важным центром духовной жизни крымских караимов. Сохранились здания большой и малой кенассы (кенасса — молитвенный дом караимов). Обе кенассы находятся в одном дворике. Большая кенасса (на фото — именно она) была сооружена ориентировочно в XIV веке, малая (находится совсем рядом, справа от большой) — в конце XVIII века, когда караимская община Мангупа перебралась на Чуфут-Кале. Открытый притвор перед входом в кенассу называется Азара, само помещение кенассы разделено на три части: Мошау-зекеним («Седалище стариков») находится прямо у входа, большой зал называется Шулхан («место для прихожан»), а самая южная, дальняя от входа, алтарная часть называется Гехал. В настоящее время в малой кенассе ведутся ремонтно-восстановительные работы (внутрь заходить нельзя, но можно заглянуть через вход); двери большой кенассы закрыты.
—15—




Улица Чуфут-Кале. Тротуары существовали уже тогда :).
—16—




Ещё одна улица.
—17—




Сохранились руины мечети, построенной (судя по арабской надписи на одном из блоков) в 746 году хиджры (1346 год). Здание находится в т. н. «Старом городе», к западу от средней (более старой) оборонительной стены; мечеть прекратила функционировать к середине XVII века. На фотографии — руины южной стены, в которой находится так называемый михраб. Михраб — это особый выступ, ниша в южной (ну, в идеале — ориентированной на Мекку) стене мечети, где во время молитвы находится имам (во время молитвы ему положено находиться перед всеми остальными молящимися). Высота этого михраба (я проверял) для меня сильно мала, так что я вряд ли смог бы служить имамом в этой мечети :). Впрочем, оно и понятно — я родился в конце XX века, а люди средневековья были заметно ниже нас.
—18—




Следующая достопримечательность Чуфут-Кале — мавзолей (дюрбе) Джанике-ханым, дочери золотоордынского хана Тохтамыша, умершей в 1437 году. Мавзолей представляет собой восьмигранную в плане постройку, к которой с юга пристроен портал с пилонами и аркой. Дверной проём украшен прямоугольной рамкой с надписями на арабском языке.
—19—




С обрыва прямо за мавзолеем открывается вид на соседнее плато Беш-Кош и на долину Биюк-Ашлама.
—20—




А вот взгляд несколько восточнее. Обрывы Беш-Коша — слева, обрывы Чуфут-Кале — справа.
—21—




Взгляд правее, на обрывы Чуфут-Кале.
—22—




При продвижении на восток появляется т. н. Средняя оборонительная стена с воротами Орта-Капу («Средние ворота»). Данная стена отделяет старую часть Чуфут-Кале от новой. Сооружение этой стены предположительно датируется VI-VII веками. Уже в XVI-XVII веках город начал выходить за её пределы, в результате чего она стала терять свою фортификационную роль.
—23—




Улочка нового города.
—24—




В «новой» (восточной) части Чуфут-Кале сохранилась усадьба А. С. Фирковича — караимского священнослужителя, писателя, историка и археолога, проживавшего здесь во второй половине XIX века. После его смерти тут жил смотритель городища. Несмотря на то, что деятельность Авраама Фирковича как исследователя имеет неоднозначные оценки, его вклад в изучение истории и культуры крымских караимов неоспорим.
—25—




А мы идём дальше на восток, и вот пред нами встаёт восточная оборонительная стена с воротами Биюк-Капу («Большие ворота»). Стена была сооружена не ранее первой половины XIV века и до конца XVIII века являлась внешней границей города. Позже, когда крепость полностью утратила своё оборонительное значение, перед стеной была устроена стоянка для купеческих караванов.
—26—




Выйдя из восточных ворот, я возвращаюсь к северо-восточным склонам плато, откуда открывается вид на долину Биюк-Ашлама.
—27—




Далее древняя дорога (как видно, частью прорубленная в скале) спускается вниз к святилищу/кладбищу Балта-Тиймез, находящемуся в верховьях Иосафатовой долины. Здесь я ещё никогда не бывал.
—28—




Вход на караимское кладбище Балта-Тиймез. Название переводится как «Топор не коснётся». Кроме чисто погребенческих функций данное место играло (и продолжает играть) роль свящённого места для крымских караимов. Здесь росли старые деревья вида дуб скальный, Quercus petraea (в настоящее время отдельные экземпляры старых дубов сохранились лишь в самых верховьях балки, занимаемой кладбищем; большая же его часть поросла молодым лесом и кустарником), поклонение которым, несмотря на исповедование караизма (ветви иудейской веры), оставалось значимым языческим отголоском в религиозном мировоззрении крымских караимов как минимум до конца XIX века. Так, например, при засухе караимское духовенство проводило молебны у этих дубов, прося Тенгри (ещё один языческий караимский пережиток) о ниспослании дождя.

Балта-Тиймез является самым большим, самым старым и одним из наиболее изученных караимских кладбищ. Впрочем, изучать тут ещё есть чего. Даже оценки древности кладбища весьма разнятся: по одним данным, хоронить тут начали примерно в середине XIII века, однако есть данные и о том, что наиболее древние захоронения принадлежат уже к концу X века. Основная масса приведенной информации о Балта-Тиймез почерпнута мною отсюда).
—29—




Уже на входе картина весьма впечатляет. По оценкам, на кладбище имеется порядка семи тысяч памятников. Традиционная ориентировка надгробий — с севера на юг, однако многие надгробия с течением времени потеряли своё изначальное положение.
—30—




Подавляющее большинство надписей выполнены на древнебиблейском языке, однако есть и ряд более современных могил (официальные захоронения на данном кладбище были запрещены в 1958 году). Поскольку кладбище почиталось весьма важным и «почётным», тут нередко встречаются и лишь так называемые кенотафы — безмогильные памятники, чаще прямоугольной формы, на караимском языке (весьма родственном крымскотатарскому) обозначаемые как йолджи-таш («йолджи» — путник, «таш» — камень) или тикмэ-таш («тик» — вертикальный, отвесный). В караимском языке среди самых страшных проклятий имеется следующее: «Тикмэ таш бол» (что буквально означает «Чтоб ты стал тикмэ-таш», то есть, «чтоб ты умер на чужбине, а не на родине»).
—31—




Форма памятников весьма разнообразна. Подобная «седловидная/двурогая» форма является наиболее типичной.
—32—




Ещё вид на обилие памятников. По большому счёту, тут можно ходить и ходить, но детальное изучение не входит в мои планы. Я просто иду вверх по балке главной дорогой.
—33—




«Центральная тропка».
—34—




Ещё памятник.
—35—




Ах, время, время...
—36—




Ещё один памятник.
—37—




В конце концов я покидаю Балта-Тиймез и достигаю юго-восточных обрывов плато. Здесь имеется хорошая смотровая площадка с обрывистыми склонами. Примерно вот с такими.
—38—




Отсюда открывается замечательный вид на Главную гряду Крымских гор (видна вдали в дымке), на промежуток между Главной и Средней грядами и на Качинскую долину (по названию реки Кача). Разумеется, одной фотографией передать всей красоты этого вида никак нельзя. Постараюсь на днях показать хотя бы панорамное фото :).
—39—




Вид чуть правее — на гору-останец Тепе-Кермен (где тоже имеется пещерный город; я рассказывал о своём визите туда в самом конце 2013 года).
—40—




Ну и как не сфоткаться на столь замечательном фоне? :)
—41—




На этом рассказ о прошлосубботнем походе считаю законченным (если пропустили, посмотрите также предыдущую запись). Будет ещё лишь парочка панорам :).

Виды очень красивые, спасибо. Ряды посаженных вдоль склонов деревьев немного гармонию портят :-)
Пусть уж лучше деревья будут :). В крайнем случае их всегда можно быстро вырубить, а вот расти они будут довольно долго.
Чуфут-Кале...
Там всегда чувствуется какой-то настоящий Дух Древности, Истории. Уникальное место в Крыму.
Стоить побывать и не спеша прогуляться.
Спасибо за фото и интересные факты!
Да, согласен, там действительно чувствуешь себя как-то иначе, чем в городе.
Чуть-чуть позанудствую...

> а с переносом столицы Крымского Ханства в Бахчисарай
> (при хане Менгли-Герае Первом)
Корректнее сказать, не "в Бахчисарай", а "вниз, в долину", потому что Менгли Герай столицу перенёс в Салачик, а Бахчисрай основан в более широкой части долины Сахибом I Гераем через 17 лет после смерти Менгли.

> Атлын-Мердвен («Золотая лестница»)
Опечатка: Алтын.

> кладбище я не посещал.
Оно было в послевоенные десятилетия порядочно разорено. Там сейчас несколько сдвинутых со своих мест и поваленных могильных камней и всё.
Спасибо за замечания.

По поводу разницы "в Бахчисарай" ли или "вниз в долину": в данном случае важно не столько то, куда именно была перенесена столица, а то, что её перенос состоялся, что привело к определённым миграциям населения. Ну да ладно, подправлю :).
Чуфут-Кале и еще Тепловка (там был наш пионерлагерь) сильнее всего тянут меня в Крым.
Ну, каждому своё, конечно, но соглашусь, что тут весьма хорошо!
На Мангуп -Кале бывал не раз а на Чуфут не разу не сподобился.Жаль, там по интереснее будет.
Мангуп и Чуфут-Кале довольно разные, у каждого из них - свои прелести :).
Замечательные фотографии, и день выдался подходящий. Бывал там, красивые места.
Помню Чуфут-Кале. Давно там была. Колодец тогда не показывали, наверное, его открыли позже, чем я там была. Виды потрясающие.
Спасибо за фото
с удовольствием прочитала, Паша, ну ооочень познавательно!
Была в этих местах в прошлом году, только вот в колодец не спустилась - уж не помню, то ли денег пожалела, то ли просто подумала, что там ничего интересного, но теперь жалею, после твоего репортажа. Надо будет сходить :)
Смотровая площадка на пути к Тепе-Кермену, а вернее, вид, который с нее открывается - это вообще ШЕДЕВР! я не знаю, как по-другому сказать!
Кладбище - очень атмосферное. Была там осенью, все могилы были засыпаны опавшей листвой....как другой мир... Такие же надгробия встречаются и на мангупе, но там они разбросаны как-то, хотя, я помню, что их там тоже немало.
> только вот в колодец не спустилась
Спустись! Это реально впечатляет!

> Смотровая площадка на пути к Тепе-Кермену, а вернее, вид, который с
> нее открывается - это вообще ШЕДЕВР!
Ну, не сказал бы, что прям "очень-очень" (бывал и на местах позрелищней), но впечатляет, да.

> Такие же надгробия встречаются и на мангупе
Мангупский некрополь тоже впечатляет, но этот - явно "посерьёзней" будет :).
Очень красиво, умели люди выбирать места для жительства! Ну, и я никогда еще не бывала в колодцах :))
> умели люди выбирать места для жительства!
Это да!

> Ну, и я никогда еще не бывала в колодцах :))
Я до прошлой субботы - тоже :). Но никогда не поздно :).
Спасибо, очень интересно. А мы, когда были там с экскурсией, до кладбища вообще не дошли, насколько я помню. Или мы были такие молодые, что оно нас не сильно заинтересовало:-)
На кладбище, возможно, экскурсии и не водят :). Хотя я не знаю точно.
Спасибо, фотографии замечательные, я тоже был в Чуфут-кале в июле, посетил всё, тут описанное, кроме колодца и кладбища, мне показывали Тепе-Кермен, Чатыр-даг и Бабуган с площадки, которая подальше. Я ещё был в пещерных комнатах у обрыва. Вот мой рассказ: http://wolframmos.livejournal.com/28565.html
/караимское кладбище Балта-Тиймез/

Да,древнейшее сохранившееся кладбище. Какие каллиграфически выполненные эпитафии на древнееврейском языке. Очень интересные резные караимские орнаменты. Очень жаль,что я не смог посетить...

Весьма интересное и красивое во всех отношениях место. Желаю вам непременно посетить его!