Павел Можаев (mevamevo) wrote,
Павел Можаев
mevamevo

Category:

Седьмой обертон мне в горло!

Как говорится, не было забот — так ЖЖ принёс :). Несколько дней назад увидел во френд-ленте интересное (ну, на любителя, конечно; в данном случае — на любителя музыки) видео, где девушка демонстрирует навыки обертонного пения. «Что это такое?» — спросите вы. Грубо говоря, это когда один человек извлекает одновременно два (!) музыкальных звука своим голосом. Вы когда-нибудь задумывались над тем, возможно ли это? Посмотрите видео (для получения общего представления вполне достаточно послушать лишь самый первый пример, до 0:52, а потом перемотать сразу на 4:11). «Добавочные звуки», которые исполнительница извлекает вдобавок к основному (нижнему) тону, звучат похоже на легкий свист или на негромкий звук, исходящий из горлышка бутылки, если в него подуть под нужным углом.



Не знаю, кого как, а меня завораживает. А девушку в средние века наверняка сожгли бы как ведьму :). Между тем, ничего шаманского в этом нет, мы имеем дело просто с законами акустики (ну и, разумеется, с известной долей сноровки). Ниже я постараюсь объяснить, если кому интересно, как это работает, и даже продемонстрирую свою собственную попытку чего-то, отдалённо напоминающего обертонное пение.

Если всё крайне упрощать (я не претендую ни на должность акустика, ни на звание музыкального теоретика, так что за возможные неточности в изложении прошу простить), дело обстоит примерно так. Когда струна (в случае со струнными и клавишными инструментами), воздушный столб (в случае с духовыми инструментами) или наши голосовые связки вибрируют, издавая звук, они кроме «основной» вибрации по всей длине струны/столба/связки, колеблются также отдельными своими частями. Грубо говоря, колеблется не только сама струна по всей своей длине, но и половина струны, треть струны, четверть струны и т. д. Эти дольные части струны тоже производят свой собственный звук; поскольку длина этих звукопроизводящих фрагментов меньше, соответствующий тон будет выше. Именно поэтому эти тоны называют обертонами (или гармониками) — от нем. «верхний тон».

В подавляющем большинстве случаев эти обертоны нами не воспринимаются как отдельный тон, так как они заметно тише основного тона (который производится колебанием струны/столба/связки по всей длине); основной тон просто заглушает их. Однако, это не означает, что этих обертонов нет. Те, у кого есть дома пианино, могут провести простой, но показательный эксперимент: тихо (без звукоизвлечения) зажмите клавиши до и соль первой октавы и до второй октавы, а потом резко ударьте по клавише до малой октавы, тут же отпустив её. Вы услышите слабое звучание до-соль-до от тех клавиш, что были зажаты, несмотря на то, что соответствующие струны вы ничуть не приводили в движение (при беззвучном зажатии тех клавиш вы просто отвели демпфер/глушитель от струн). Это происходит из-за того, что данные струны приходят в колебание из-за резонанса с обертонами от струны, которую вы привели в колебание нажатием клавиши до малой октавы.

Более того, индивидуальная степень выраженности разных обертонов у разных инструментов влияет на тембр (у одного и того же звука, извлечённого на разных инструментах, разные обертоны будут выражены по-разному — какие-то будут звучать громче, какие-то тише, что мы и воспринимаем как разную «окраску звука», т. е., его тембр). А у, например, колоколов, обертоны вполне различимы, если лишь немного прислушаться.

Ввиду физики процесса, обертоны всегда имеют определённые частотные взаимоотношения с частотой основного тона. Первый обертон имеет частоту в два раза выше, чем основной тон (поэтому первый обертон звучит на октаву выше основного тона), частота второго обертона в три раза выше (нами это будет восприниматься как «повышение» основного тона на октаву плюс квинту) и т. д. Если выписать нотной записью основной тон и его обертоны, получится примерно такая картинка (взято отсюда):


Данная последовательность называется натуральным звукорядом. Извлекая голосом любой звук (воспринимаемый нами как основной), мы одновременно производим и все эти обертоны, просто в обычных условиях мы их не слышим или не выделяем. Техника обертонного пения как раз и заключается в том, чтобы подчеркнуть эти обертоны, сделать их более звучными. Насколько я понимаю, это достигается особыми изменениями формы горловых и ротовых резонаторов с тем, чтобы их «собственная частота» совпала с частотой нужного обертона и заработал тот же резонанс, что и в эксперименте с клавишами пианино.

Я понятия не имею, как именно этого достигают мастера обертонного пения, но у меня лично получилось усилить несколько обертонов (от второго до седьмого) путём изменения формы ротовой полости (визуально это выглядит как изменение положения губ и нижней челюсти, как если бы я пытался артикулировать разные гласные). Разумеется, до девушки, представленной на видео, мне далеко, однако после нескольких дней непродолжительных тренировок (почему и пишу: не было забот — так ЖЖ принёс) я более-менее наловчился «усиливать» несколько обертонов (они слышны хоть и тихо, но более чем явно).

Если кто не боится сойти с ума или впасть в транс, можно послушать кратенькую аудиозапись моих обертонов. На записи я сначала медленно воспроизвожу их снизу вверх и сверху вниз, а потом начинаю выпевать «обертонные рулады» вверх-вниз, сначала медленно, потом быстрее. Никакого аудиомонтажа (никакие частоты в аудиоредакторе я искусственно не усиливал), это действительно мои обертоны! :) По тембру они похожи на лёгкий свист, слабенькую/далёкую свирель или звук, извлекаемый из горлышка бутылки лёгким дуновением; отдельные обертоны звучат с несколько различной громкостью.


Прослушать или скачать Пример извлечения голосовых бесплатно на Простоплеер

Разумеется, опять же из-за физики процесса, возможности подобного пения имеют определённые ограничения: при неизменном основном тоне «обертонно» можно извлекать лишь те звуки, что укладываются в натуральный звукоряд, построенный от соответствующего тона (точно так же, как, например, на пионерском горне можно извлекать лишь ограниченный набор звуков); для другого высотного набора обертонов нужно соответствующим образом менять основной тон. Однако, интересность данного явления от этого ничуть не страдает.

Жду рассказов о ваших обертонах :).

Tags: приколы, умности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments