Павел Можаев (mevamevo) wrote,
Павел Можаев
mevamevo

Categories:

Евпатория. Караимские кенассы, мечеть и собор.

Закончу рассказ о моих евпаторийских приключениях в прошлую субботу. Были посещены караимские кенассы; кроме того я прошёл мимо мечети Джума-Джами и собора святого Николая. На первой фотографии — фронтон (или как там оно называется) большой кенассы.




Итак, караимские кенассы. Я был там без экскурсии, вход стоит 60 рублей. Данный комплекс был построен в начале 19-го века, а отреставрирован в нынешнем виде примерно в конце девяностых — первой половине двухтысячных.
—1—




Посетители сначала проходят через симпатичный виноградный дворик; по обе стороны имеются многочисленные таблички с еврейскими письменами.
—2—




Караимский вопрос (откуда есть пошли крымские караимы?) довольно интересен и весьма запутан. Несмотря на то, что караимский язык относится к тюркским (очень близок, по сути, к крымскотатарскому), караимы традиционно исповедуют доталмудический иудаизм (соответственно, иврит является для них, так сказать, религиозным языком). Традиционный еврейский подход рассматривает их лишь как этнолингвистическую и этноконфессиональную группу евреев. Среди самих же караимов в настоящее время преобладает противопоставление себя евреям и принятие так называемой «хазарской гипотезы», согласно которой крымские караимы являются потомками хазар. Разнообразные научные исследования (включая антропологические, лингвистические и культурологические) на данный момент продолжают давать противоречивую картину. Дело осложняется ещё и тем, что среди караимов как национальной общности (которую следует отличать от «просто караимов» — лиц исповедующих караизм, иудаизм караимского толка) выделяется несколько этнологических субгрупп, которые довольно сильно отличаются друг от друга. В любом случае, крымские караимы оставили заметный след в истории и культуре Крыма (наиболее знаменитая достопримечательность, связанная с крымскими караимами, — это пещерный город Чуфут-Кале под Бахчисараем).
—3—




«Дворик памяти», где представлены имена караимов, погибших в годы войны.
—4—




Восстановленный памятный обелиск, возведённый в честь посещения кенасс Александром Первым. Текст на обелиске гласит: «Императору Александру 1му во ознаменование посещения Кенасы ноября 1го дня 1825 г. От Евпаторийских караимов сооружён в 1851 г.»
—5—




Один из двориков комплекса. Народу в кенассах, как легко заметить, почти что совсем нет.
—6—




Коридор большой кенассы. Вообще нужно сказать, что внутри весьма красиво, но всё же явственно ощущается, что вся эта красота довольно свежая и немного помпезная.
—7—




В сам молельный зал большой кенассы вход закрыт; можно лишь сфотографировать помещение с порога.
—8—




Обрамление входа в зал большой кенассы. На табличке написано следующее: «Храм восстановлен в 2005 году на государственные средства и при участии гевира общины Синани Соломона Борисовича».
—9—




За большой кенассой имеется симпатичный скверик.
—10—




Здание малой кенассы (большая кенасса находится справа; её небольшой краешек виден).
—11—




Сама малая кенасса закрыта; я смог лишь сфотографировать интерьер через стекло входной двери.
—12—




Вот вид с ещё одной точки. Малая кенасса — слева, большая — чуть дальше по центру.
—13—




Ещё одна мраморная таблица с письменами на иврите.
—14—




Здание большой кенассы с противоположной стороны.
—15—




Рядом с большой кенассой располагается небольшой лапидарий — собрание надгробных памятников со старого караимского кладбища в Евпатории.
—16—




Ещё памятники...
—17—




После осмотра кенасс я зашёл в располагающееся рядом кафе караимской кухни «Караман». Времени было немного, да и есть особо не хотелось, поэтому я заказал лишь два мясных чебурека (данная разновидность называется, судя по меню, «чир-чир») и стакан традиционного напитка — т. н. «бузы», представляющей собой просяной квас. Видимо, я был сильно уж не голоден, поэтому чир-чиры не особо понравились, а вот буза пришлась по вкусу.
—18—




После перекуса пошёл дальше. Времени уже было немного, поэтому лишь снаружи посмотрел на мечеть Джума-Джами (её называют ещё Хан-Джами). Она была заложена в 1552 году (хотя, разумеется, с тех пор многократно достраивалась и восстанавливалась) и является самой большой мечетью в Крыму.
—19—




Ещё мечеть.
—20—




И ещё...
—21—




Ну и, уже возвращаясь к автобусу, посмотрел на Свято-Николаевский собор. Он был построен в конце 19-го века.
—22—




—23—




Вид на собор со стороны набережной.
—24—




Увы, на этом моё первое знакомство с Евпаторией закончилось. Следующая часть рассказа будет уже о самом Тарханкуте.

Это третья часть рассказа о моей поездке на Тарханкут 5-6 июля 2014 года. Полное содержание сериала:
* 0. Анонс.
* 1. Комплекс «Текие-Дервиш».
* 2. Синагога Егия-Капай и евпаторийские улицы.
* 3. Караимские кенассы, мечеть Джума-Джами и Свято-Николаевский собор.
* 4. Тарханкут. База «Эсперо», морской закат и солнечные пятна.
* 5. Краеведческий музей в пгт. Черноморское.
* 6. Тарханкутский маяк и тарханкутское побережье.
* 7. Завершение поездки. Оленевские чайки, евпаторийская язма и три панорамы.

Tags: крымские походы, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments