Павел Можаев (mevamevo) wrote,
Павел Можаев
mevamevo

Category:

"Тарас Бульба" - лажа лаж!

Сегодня посмотрел свежий психодел от Бортко (забавно, что в русской википедии в качестве ударной отмечена первая, а в украинской - последняя гласная; это почти также весело, как и извечный спор о на/в Украине) под названием "Тарас Бульба". Даже странно, что ничего с названием не придумали и оставили, как было у Гоголя.

Перед просмотром чувствовал всеми фибрами и жабрами, что смотреть придётся фигню, но не мог не посмотреть, помятуя о былых заслугах главрежа, чей фильм "Собачье сердце", имхо - настоящий шедевр. Как и следовало ожидать, "Тарас Бульба" мне жутко не понравился, возможно потому, что я очень люблю эту повесть и довольно хорошо её знаю (так как перевожу её на эсперанто). К тексту фильм не прибавил абсолютно ничего (ну, разве что парочку "левых" эпизодов сомнительной необходимости), а вот лиричность и романтизм, которыми так насыщена повесть, в фильме или полностью утеряны, либо с удивительной изобретательностью извращены.

Ну к чему вот, например, было выдумывать, что жену Тараса изрубили поляки? Для того, чтобы позже можно было в сцену беседы Андрея с татаркой добавить совершенно идиотскую реплику "Мою мать ляхи убили!"? Ну, брякнул он эту реплику, и что, блин, она что-то поменяла? Ни фига - взял хлеб и поскакал к своей панночке. А сцена первой встречи панночки и Андрея в Киеве - это ж вообще надругательство над оригиналом: скромный и смертельно смущённый бурсак, который у Николая Васильевича "не мог пошевелить рукою и был связан, как в мешке", у Бортко лапает панночку за грудь. Искусство, &$#@ь! При их встрече в Дубно (когда Андрей уже предаёт своих), разумеется, приключается бурный секс, хорошо ещё, что показанный лишь в виде отбрасываемых доспехов. Что, блин, на показ чувственности, романтики и любви бюджета (или ума) не хватило? Обязательно надо голливудские наработки применять? Гоголь жёг сердца глаголом, а вы, блин, даже с киноплёнкой ни черта толкового сделать не можете? Но на этом отсебятина (отборткятина) не заканчивается: панночка, разумеется, беременеет, в конце фильма находится в родах в течение 3 дней (sic!), но рожает, тем не менее, крепкого 3-4-месячного малыша, показатели которого по шкале Апгар просто зашкаливают. Если бы мамаша ещё и выжила при этом, то Бортко вполне мог бы идти снимать продожение к антимедицинщине под названием "Доктор Хаус", однако она всё-таки умирает (чудом, я бы сказал!). После этого её папаша собирается зарубить младенца, но останавливается. Ну вот кто может мне объяснить - что означает эта сцена? Зачем её нужно было добавлять? Какой, как сейчас модно говорить, месседж она нам несёт? Загадка...

Батальные сцены, так нахваливаемые создателями фильма - это позор: дёргающиеся кафтаны, ноги, плюхающиеся в грязи, и падающие с крепостных стен явно бутафорские каменюки. Крупных планов мало, всё больше какая-то каша из невнятно нарезанных и смонтированных кадров, а общие планы смотрятся настолько тупо, будто мы не в синематографе, а в Большом театре, где дают балет "Спартак": козаки и поляки выстроены почти в шахматном порядке и практически синхронно рассекают воздух саблями - восхитительное зрелище! Разумеется, не обошлось без акробатических трюков на манер "Трои". Сцена, в которой Андрей, сосредоточенно не видящий ничего, кроме публики в зале, несётся на коне в дивном шлемофоне с крылышками как у Гермеса и при этом лёгкими движениями сабли срубает одного врага за другим, может заставить Бреда Питта поседеть за один просмотр...

Что касается актёров. Терпим только Ступка в главной роли да, пожалуй, ещё папаша панночки (говорит мало и по-польски, но выражение лица держит). Сыновья Тараса плоски и безжизненны, Че Бояра всё пытается играть мушкетёра, но даже это у него выходит неубедительно - а больше и взор остановить-то не на ком. Даже голос Безрукова за кадром не спасает положения. Декорации жиденьки и полупрозрачны; пейзажные кадры редки и сдержаны, гоголевского "Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!" и Днепра, который "дотоле спёртый порогами, брал наконец своё и шумел, как море, разлившись по воле..." не чувствуется ни на грамм.

Но всё это было бы ещё более-менее сносно, если бы не музыка к фильму. О-о-о, гений-синтезаторщик (кстати, писавший когда-то вполне неплохие песенки для эстрады, типа "Билет на балет") под названием Игорь Корнелюк просто бесподобен. Я понимаю, конечно, что грех не схалтурить, если на твои понты ведутся и платят за них хорошие деньги, но нельзя же такую откровенную музыкальную мазню выдавать? На весь фильм буквально 4-5 музыкальных кусочков без оформленной структуры и ясно различимого конца: сдержанный "драматический", эклектичный "батальный" (напоминающий местами похоронный марш, а местами - "Звёздные войны"), "христианский" с утробными завываниями, призванными имитировать церковное пение (по типу того бешеного псевдолатинского отжига, что сопровождал "дьявольские" сцены в Бортковском же "Мастере и Маргарите")... - и всё это повторяется раз по пять-шесть, меняются только порядок и громкость. А от "лирического" фрагмента с каким-то едким тембром, призванным имитировать что-то вроде флейты, меня под конец фильма просто трясло. Как эту синтезаторную ересь (ах да, использовать для музыкального оформления симфонические оркестры могли ж только в Советском Союзе, сейчас даже на канифоли экономят) можно было вообще выпускать за пределы корнелюковской недостудии? Куда, блин, режиссёр смотрел, точнее, что слушал??? Ну это же просто полный трындец! И при этом куча сцен, довольно знаковых и значимых для сюжета, разворачиваются в полной тишине; спасибо, что хоть изображение ещё было. Сергей Прокофьев (чья музыка к фильму "Александр Невский" считается одной из лучших в советском кино и представляет собой, по сути, законченное симфоническое произведение) убился бы о крышку рояля, прослушав такой саундтрек. Невольно вспоминишь хорошую цитату из Загорулько: "... оттого-то он и саунд, что не музыка ещё...".

В общем, несмотря на неплохой бюджет, полузвёзный состав и хороший исходный материал, создатели фильма сняли какое-то невнятное и унылое говно, которое, может, и заслуживало бы сла-а-а-абенькой троечки, если бы не аццкий музончег. Смотреть искренне не рекомендую, книга доставит вдумчивому ценителю искусства намного больше удовольствия и душевного, и интеллектуального. Фильму будут рады, наверное, только сопливые школьники, которым лень читать повесть "на бумажном носителе". Да-а-а, напрочь обмельчал Бортко, надорвался, видимо, на многокилометровых сериалах...

      Отказ от ответственности
Если Вам не понравилась моя "рецензия", или у Вас другое мнение по поводу фильма - прошу меня извинить и обратить внимание на то, что это на самом деле не рецензия, а всего лишь мои личные впечатления от просмотра. Синематографу ура!
Tags: рецензирую
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments