Павел Можаев (mevamevo) wrote,
Павел Можаев
mevamevo

Categories:
  • Location:
  • Mood:

С юмором о половом вопросе :).

На протяжении предыдущих двух недель мы со студентами разбирали топографическую анатомию таза. В этой теме у меня есть «любимый» вопрос, позволяющий одновременно оценить как комплексное понимание студентами темы в целом, так и степень их сообразительности. Увы, за всю мою практику правильный ответ на этот вопрос с минимумом моих подсказок мне довелось услышать лишь 1-2 раза.

Итак, вкратце. В тазу (собственно тазу, малом тазу) выделяют три этажа: брюшинный, подбрюшинный и подкожный. Говоря о втором этаже мы обращаем внимание на то, что на его боковых стенках имеется ряд отверстий, в том числе над- и подгрушевидное. Разбирая эти отверстия, мы уточняем, для чего они служат (что через них проходит). Через подгрушевидное отверстие из таза выходит в том числе и половой сосудисто-нервный пучок (половой нерв и внутренние половые сосуды; основная функция этого пучка — иннервировать и кровоснабжать промежность и наружные половые органы, хотя он даёт небольшие веточки и к прямой кишке, и к влагалищу). Нередко студенты дочитываются даже до таких деталей, что знают и о том, что этот самый пучок, покинув таз через подгрушевидное отверстие, огибает крестцово-остистую связку и возвращается обратно в таз, но уже через другое отверстие, малое седалищное. И тут наступает момент для уже обозначенного мною концептуального вопроса: зачем он идёт таким кружным путём? Зачем он сначала покидает таз (пусть и ненадолго), а потом возвращается в него (и это при том, что вне таза он ничего полезного не делает)?

Для правильного ответа на этот вопрос нужно хорошо представлять себе, чтó является границей между вторым и третьим этажами таза (таковой является диафрагма таза, образованная мышцей, поднимающей задний проход, и копчиковой мышцей), а также то, откуда эти мышцы, собственно, начинаются. Если хорошо понять этот момент, то становится очевидно, что данный пучок покидает таз из второго этажа (над диафрагмой, где он, собственно, и формируется), а возвращается обратно уже в третий этаж (под диафрагмой). То есть, он, по сути, «огибает» диафрагму таза вместо того, чтобы проходить сквозь неё (что несколько проблематично, так как для этого пришлось бы создавать в мышцах дифрагмы таза лишнее отверстие, которое могло бы служить слабым местом для образования промежностных грыж, да и сам пучок мог бы регулярно в нём сдавливаться/ущемляться).

Поскольку даже озвучка правильного ответа, как правило, оставляет глаза студентов (особенно иностранных) довольно мутными, приходится прибегать к наглядной аналогии. Здание моей кафедры устроено довольно интересным образом: в нём два этажа, однако эти этажи между собой никак не сообщаются; имеется два отдельных входа: один лестницей ведёт сразу на второй этаж, а другой ведёт на первый. Вот я и рассказываю, что подобный принцип используется и у нас на кафедре: чтобы с одного этажа попасть на другой, нужно для начала вообще покинуть здание кафедры, а затем войти в него через другое отверстие :). Пол второго этажа играет роль чего-то вроде диафрагмы таза. Можно, говорю, конечно, сделать в этом полу дырку для создания прямого сообщения, но это было бы проблематично: студенты постоянно падали бы в эту дырку, травмировались и т. п. Данная аналогия доходит даже до иностранцев: оживляются, улыбаются...

Да здравствуют удачные аналогии! :)

Для тех, кто пропустил: подборочка «умных» постов на анатомическую тематику:
* Простой анатомический эксперимент с большими последствиями.
* О тонкостях и «подноготной» анатомической терминологии.
* Про меккелев хрящ (который, вроде, и был, но которого уже нет).
* Может ли «слипаться» эпителий? А если может, то когда?
* Сколько рёбер было у Адама? А у меня?
* Птоз, миоз и... что?

Tags: кафедра, студенты, умности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments