Павел Можаев (mevamevo) wrote,
mevamevo

• Location:
  • Mood:

Свежая прогулка по Иографу и Кизил-Кая (08.09.2012)

В прошлую субботу ходил в горы — осуществил то, что планировал сделать ещё летом, когда погода подкачала. Поднялся по Иографу, погулял немного по яйле (вышел, как всегда, поздно, поэтому времени было не особо много) и спустился новой для меня тропой, идущей по хребту Кизил-Кая. Тропа нашлась не без труда (она доходит лишь до кромки яйлы, где растёт довольно густой соснячок; её явного продолжения на «голую» яйлу я не нашёл, а продираться через этот сосняк было довольно трудно, в общем, пришлось попетлять), но всё же нашлась. Она, конечно, красивая, но довольно неудобная — и натоптана слабо, и щебёнки много, и поваленных сосен полно. К тому же, основная её часть идёт по восточным склонам хребта, где леса как такового нет, поэтому на подъёме в первой половине дня идти придётся по самому солнцепёку. В общем, не думаю, что я вернусь на эту тропу в ближайшее время, так что фоток понаделал огромное множество. Уже спустившись я ещё и обнаружил два родника; поход, таким образом, удался во всех отношениях.

Над катом — я уже на спуске на одном из скальных утёсов Кизил-Кая. Под катом — множество фотографий и немножко моих краеведческих комментариев.

Из дома я вышел где-то в 10:20. Вот так смотрится Кизил-Кая на самом начале пути (ещё из города). Его весьма приметные скальные обрывы называются (сверху вниз) Кизил-Кая, Турла-Кая и Когмуш-Кая.

Поднявшись на южнобережное шоссе, я проехал одну остановку на маршрутке. Непосредственно поход от «Бакалеи» начался в 10:40. Уже углубившись в лес по знакомой дороге, я обнаружил свежую сине-белую маркировку, которая уводила меня в сторону от привычного пути. Как оказалось, это была тропа, о существовании которой я догадывался, но которой никогда не ходил: она идёт прямо по хребту Иографа (раньше я проходил нижнюю часть подъёма несколько кружным путём по его западному склону). Тропа хорошо промаркирована и реально экономит не меньше 30-40 минут времени подъёма. Подъём довольно крут, но и сил у меня ещё полно.

Но зато с нескольких площадок на этом подъёме открываются замечательные виды на Ялту. Вот взгляд на запад (слева — холм Могаби, вдали по центру — Ай-Петри).

А вот взгляд на северо-восток на Кизил-Кая, которым я буду спускаться.

А вот и первая панорамка: вид на восток. Вдали чуть правее центра виден отрог Никитская Яйла, перед ним почти по центру — отрог Баланын-Каясы; слева — Кизил-Кая, ну а справа — восточная часть Ялты, разумеется. Панорама по клику откроется в полном размере (осторожно — 3 мегабайта).

А вот ещё одна панорама — на ней видна вся ялтинская котловина и почти что вся Ялта; справа видна Ай-Петри и, совсем уж у края панорамы, скала Ставри-Кая. Тоже кликабельно (3,2 мегабайта).

А я продолжаю подъём. Кое-где приходится в буквальном смысле карабкаться по скалам, но ничего страшного и опасного в этом нет. Хорошо видна маркировка тропы (к слову, так промаркировали весь Иограф-богаз аж до самого верха, что было сделано, очевидно, совсем недавно, так как раньше я этой маркировки не замечал).

Взгляд на запад. Прямо по центру — скала Ставри-Кая, на которую выводит Боткинская тропа. От скалы направо и вверх уходит Ставрикайский отрог, по которому на яйлу можно выйти одноименной тропой.

Нежно любимый мною иографский сухостой.

Вид с Иографа на Ставри-Кая крупным планом.

Вторая часть подъёма идёт хорошо знакомой мне и очень мягкой тропой через сосновый лес. Поскольку эту часть похода я уже неоднократно показывал, фотографий с этого сегмента не будет.

Какие-то цветочки. К слову, при подъёме я встретил лишь одну пару пенсионного возраста (обычно на Иографе более многолюдно).

Традиционное фото по выходу на яйлу. Весь подъём от шоссе занял у меня два часа сорок минут (довольно быстро, так как путь вышел короче обычного да и нежарко было).

Передохнув и перекусив, я пошёл на северо-восток. Вот какое-то деревце, растущее на самом обрыве.

А вот собственно ялтинская яйла. По яйле небольшими группками и поодиночке ходят-бродят грибники (в основном тоже пенсионного возраста). Но попадается публика и поинтересней. Примерно на середине пути по яйле мне встретился мужик лет 40-45 с большим рюкзаком, но в очень уж непоходных брюках и рубашке. Он озабоченно спросил меня, не видал ли я тут девушку-блондинку. Нет, говорю, не видал. На что он пожаловался, что, мол, размолвка у них какая-то вышла, девушка «психанула и куда-то убежала», а мобильник тут не ловит. Вот уж нашли место для выяснения отношений... Утешает, что, судя по новостям, на яйле всё спокойно, никто не потерялся.

Ещё деревце.

Как обычно, я перешёл яйлу и полюбовался видами с её северного склона. Вот Бойковский массив.

А вот — панорамный вид на север (кликабельно, 5,2 мегабайта).

На яйле активно внедряются современные навигационные технологии.

Скальник у северной кромки яйлы.

Ещё вид на север. Видны Счастливенское (вблизи) и Загорское (вдали) водохранилища.

Вид с вершины Сунгурта (1333 м., в этот раз это была высшая точка на моём пути) на восточную часть яйлы.

Ещё яйла.

Потом я начал пересекать яйлу в обратном направлении, пытаясь найти начало тропы Кизил-Кая-богаз. Первый блин, разумеется, вышел комом. Нужно было, вероятней всего, выходить на хребет с востока, а я пошёл прямо по центру, но потом, напоровшись на труднопроходимый сосняк, был вынужден забрать направо (на запад). В общем, пришлось поплутать. В итоге вышел к кромке яйлы несколько западнее хребта, а потом пошёл к нему прямо по кромке.

На фотографии - урочище Темиар между Кизил-Кая (слева) и Иографом (справа).

С верхней части тропы открываются красивые виды на восток. Вот ещё одна кликабельная панорама (рыжие пятна — это как раз те места, что пострадали от последнего «большого» пожара в июле этого года). Панорама весит 3,5 мегабайта.

Тропа в верхней части идёт практически по вершине хребта.

Здесь тоже очень много красивого сухостоя.

О, хребет, хребет, кто тебя усеял мёртвыми стволами?

После прохождения мимо триангуляционного знака (см. самое первое фото) тропа сворачивает налево и дальше идёт по восточным склонам хребта. С этой точки я делаю последнюю на сегодня панораму (кликабельно, 3,3 мегабайта).

Нижняя часть тропы, как я уже говорил, довольно тяжёлая и даже местами опасная: много щебня и поваленных сосен, идти нужно очень осторожно. Эта тропа не промаркирована и не очень натоптана, однако при спуске у меня проблем с поиском пути не возникло.

Взгляд слегка назад.

Склон и скалы.

Корни поваленной сосны.

В конце концов тропа вступает в «нормальный» сосновый лес. Тут уже по всем направлениям разбегаются лесные дороги и растёт папоротник.

Искать родники Бабу-Корыто и Четвёрка (о которых у меня была лишь самая базовая информация) было сложно, так как дороги разветвляются буквально через каждые 100-200 метров, а в моём распоряжении была лишь весьма приблизительная (и неточная, как оказалось) привязка расположения этих родников к генштабовской карте (взял отсюда; весьма интересный и полезный сайт для такого любителя горных прогулок, как я, хоть информация там и плохо систематизирована). Тем не менее, благодаря какому-то дивному чутью я вышел на оба родника, совершенно не плутая! Вот первый, Бабу-Корыто. Вполне полноводен; если вдруг когда-нибудь решусь подниматься по Кизил-Кая, набрать воды можно тут.

А вот и второй родник, Четвёрка. Чуть менее полноводен, но тоже вполне хорош.

Ну и прощальный взгляд с востока на Кизил-Кая (уже снизу; на подступах к Васильевке).

В Васильевку я вышел в начале седьмого, а домой дотопал уже в начале восьмого. За весь путь выпил около 4,5 литров воды. До вчерашнего дня ещё очень болели ноги (я даже не велик не решался садиться). Вот такие вот у нас походы. :)