Павел Можаев (mevamevo) wrote,
Павел Можаев
mevamevo

Композиторское (сумбурные ночные мысли)

Сегодня было открытие сезона в нашем клубе "Вдохновение". Была презентация очередной малохудожественной (имхо, разумеется) книги стихов очередного графоманского (опять имхо, разумеется) крымского поэта, столь продуктивного, что "поэтический сборник" у него вылился во вполне такой себе хороший двухтомник. Потом желающие читали свои стихи - ну, тут тоже писательский зуд дал себе волю вольную; к сожалению, в форме эстетического удовольствия прочтение этих опусов для меня лично не реализовалось. Потом - светлое пятно! - выступало трио "Провинция", которое всегда слушать и приятно, и весело, однако, кроме как из своего репертуара, они поют мало чего хорошего (а их собственный репертуар я уже хорошо знаю и он несколько приелся - по этой причине я и не очень люблю последние несколько лет без крайней нужды исполнять свои песни: если приедятся - потом нечем будет публику в напряжении держать).

Но я, собственно, не об этом. В качестве "нулевой" части была подготовлена небольшая "страничка", посвящённая памяти А. Вознесенского. Ларсанна (наша руководительница и "духовный лидер") попросила меня найти и подготовить к исполнению какие-нибудь песни на стихи этого поэта. Я не слишком серьёзно заморачивался этой миссией, поиск сделал довольно поверхностный, в результате было отобрано и подготовлено 4 песни. Разумеется - знаменитая "Ты меня на рассвете разбудишь" (не исполнить которую было невозможно, хотя мне она не очень нравится). А вот с другими тремя песнями вышел поучительный казус - как-то так само собой получилось, что их все написал Арно Бабаджанян (ссылки на mp3: "Верни мне музыку", "Год любви" и "Парижский снег" - все эти файлы представлены на одном и том же сайте, но к выбору именно этих песен я пришёл совершенно разными путями). О чём это говорит?

Возможно, конечно, что на стихи Вознесенского другие композиторы просто мало писали (хотя песен на его стихи довольно много). Я, однако, склонен видеть в этом "случайном" совпадении лишь доказательство того, что бывают композиторы, которым от бога или от кармы удивительно легко даются простые, въедливые, ёмкие, меткие и в то же время такие богатые, жизнерадостные и разнообразные мелодии. И Бабаджанян - это лучший пример такого таланта. Ещё на ум Геннадий Гладков приходит. Остальные наши композиторы-песенники второй половины двадцатого века - уже не то. Ну, это не означает, конечно, что они хуже, они просто не такие. Шаинский тоже пишет жутко навязчивые мелодии, но нету в них ни изысканности, ни блеска. Савельев мягок и выразителен, но пустоват. Мартынов красив, но несколько перенапыщен. Дунаевский весьма хорош, но как-то слишком уж широк. Крылатов и Рыбников - замечательные мелодисты и ловкие импровизаторы, но чуть-чуть не достаёт им какой-то внутренней сдержанности и целенаправленности. Пахмутова бодра и ритмична, но слишком уж прямолинейна. Никитины весьма незаурядны, но чересчур "бардовы". Паулс по-прибалтийски импозантен, но немного жидковат. Кого я там ещё из тех композиторов-песенников, "что на слуху", обхаять забыл? :) Совсем уж современных типа Николаева, Крутого и Меладзе в расчёт не берём...

А у Бабаджаняна всё гармонично, всё на своём месте, всё взаимоувязано и взаимообусловлено, ничего лишнего и необязательного. Вот одарила же человека судьба карма... "И эта свадьба, свадьба, свадьба пела - И-ИЭХ! - и плясала..."

P.S.
Перечитал всё написанное - фигня какая-то получилась. Но не удалять же это всё теперь в три часа ночи?

Tags: Вдохновение, музыка, поэзия, умности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments