Павел Можаев (mevamevo) wrote,
Павел Можаев
mevamevo

  • Location:
  • Music:

Ещё немного к вопросу об "эсперанто vs английский"

Ввязался пару дней назад в дискуссию об эсперанто в одном из шальных блогов. Сама дискуссия довольно пустая (оппонент вроде и адекватный, но слишком уж любит английский, что, конечно, простительно), но в одном из комментариев меня прошибло на интересную параллель и довольно, как по мне, показательное сопоставление фактов. Этот мой комментарий я и привожу ниже для истории - с минимальными искажениями и доработками. Далее - цитата (с моими переводами реплик оппонента, который пишет на украинском):


> Примусове вивчення іноземних мов має дуже низьку ефективність
> [Принудительное изучение иностранных языков имеет очень низкую эффективность]

С этим я согласен: всё, что делается из-под палки, всегда получается хуже. Однако, повторяю ещё раз - эсперанто системно проще, чем любой другой язык. Хоть из под палки, хоть в шалаше при свечах, но эффективность его изучения при прочих равных условиях будет ВСЕГДА заметно выше, чем эффективность изучения любого национального языка.

> Щоранку прокидався о 5-30, щоб до роботи пару годин посидіти над підручниками.
> [Ежедневно просыпался в 5-30, чтобы до работы пару часов посидеть над учебниками (изучая английский)

Это называется "сначала люди тратят здоровье, чтобы зарабатывать деньги, а потом тратят деньги, чтобы вернуть здоровье". В случае с эсперанто, поверьте, Вам не пришлось бы так убиваться. :)

> У людей немає бажання, ось вони і не вивчають.
> [У людей нет желания, вот они и не изучают]

Частично Вы правы. Но верен и другой тезис - намного проще учится то, что легче. Почему у школьников в среднем результаты по физкультуре намного выше, чем, скажем, по математике? Потому что школьная физкультура - это набор вполне естественных, привычных, ежедневных и даже приятных занятий, таких как бег, прыжки и т.п. Естественно, что, если только ребёнок не явно чем-то болен, у него по физкультуре будут хорошие оценки. Другое дело - математика: там нужно напрягать мозги, понимать абстрактные взаимоотношения, заучивать формулы и т.п. И это при том, что математика - это ещё довольно логичная вещь!

Примерно та же аналогия между эсперанто и английским. Эсперанто устроен так, что его внутренние правила намного более естественным образом сочетаются с "естественными потребностями" человеческого мозга, чем в случае с английским. Элементарный пример. Для образования множественного числа у существительных и прилагательных в эсперанто используется стандартное окончание -j: nova gitaro - novaj gitaroj (новая гитара - новые гитары). Всё! Дальше по аналогии любой человек сможет образовать множественное число от любых слов.

Другое дело - в английском. На первый взгляд - всё тоже как бы просто (даже проще, чем в русском) - тоже имеется стандартное окончание -s. Однако, надо ещё понять и натренироваться, когда оно используется в форме -es, уяснить, когда конечное -y слова меняется на -i, а когда нет, отдельно запомнить, что конечная -z должна удваиваться, зазубрить нестандартные ряды типа hero - heroes, wife - wives, всунуть в память набор исключений типа child - children, foot - feet (кстати, Вы знали, что маленькие англоязычные дети очень часто образуют множественное число неправильно - по типу foots? их разум протестует против такой нелогичности!), ну и, наконец, ещё помнить о греко-латинских словах, где правильную форму множественного числа вообще можно установить только по словарю (bacterium - bacteria и т.д.). Я ничего не забыл? :) Ах, ну да, наше любимое окончание -s ещё ведь может и должно читаться по разному в разных позициях: когда [s], когда [z]...

И таких странностей полно в любом национальном языке. Эсперанто же позволяет и сэкономить время на изучение, и сделать использование языка удобным и приятным. Так что тут дело вовсе не в изучении из-под палки...

Tags: эсперанто, языки и языковая проблема
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments